Почему деньги возникли из священных долгов, а не профанных рынков.
Бычья единица [ox-unit] обычно считается одной из самых ранних единиц стоимости и учета в греко-римском мире и в других местах. Возрождая забытый труд Бернхарда Лаума (1924a), труд, который никогда не переводился на английский язык, эта статья утверждает, что происхождение бычьей единицы стоимости и счета следует усматривать в контексте древнегреческих государственно-религиозных практик и институтов, а не в контексте внешней или внутренней торговли. В частности, происхождение единицы стоимости и учета на основе быков было установлено в контексте долговых отношений между людьми и божествами, опосредованных храмовыми властями. Единица стоимости и учета на основе быков в дальнейшем стала единицей «расплаты», посредством которой религиозно-государственные власти компенсировали мирскому населению их взносы в храм. Утверждалось, что самые ранние греческие деньги имели форму жареного бычьего мяса, которое централизованно (и регулярно) распределялось во время ритуалов общинных жертвоприношений. Деньги в виде жареного бычьего мяса, которые стали известны как «обелос», воспринимались как «справедливая доля», выделяемая храмом в соответствии с социальным статусом человека и общественно установленной ценностью его вклада в храм. «Вознаграждение» в форме «обелоса» было заменено его символическим представлением в виде монет, таких как обелос и драхма.
В целом, в этой статье обсуждается происхождение денег в контексте торговли. Самый широкий набор свидетельств, от археологических до этимологических, используется для демонстрации того, что отношения между людьми и божествами, осуществляемые при посредничестве государственно-религиозных властей, сыграли причинную роль в генезисе самой ранней единицы ценности и учета и, далее, в происхождении денег, а затем и в чеканке монет. Государственно-религиозный подход, представленный в этой статье, также сравнивался с традиционным чарталистским взглядом на происхождение денег и противопоставлялся ему. Был сделан вывод, что государственно-религиозный подход представляет собой предметное исследование происхождения денег, которое не опирается на проекцию современных институтов и привычек мышления (денежное налогообложение; средство обмена) на древние общества с целью установления происхождения денег. Скорее именно государственно-религиозный подход устанавливает происхождение денег, приступая к предметному исследованию реальных институтов и способов социально-экономической интеграции древних обществ.