Мы вновь обращаемся к теме радикального сектантства. К тем, кто вызывал отвращение у ортодоксальной церкви и преследование светских властей. Скопцы. Первое известие о кастрации среди бывших хлыстов датировано 1772 годом. Есть основания предполагать, что практика самооскопления зародилась где-то в середине первой четверти XVIII века.
От белой зари, от Сион горы,
От Восток страны, от Иркутские,
От Иркутские, от Французские…
Миллионами, биллионами,
Белы голуби летят кучами,
Летят тучами, за крест мучены.
(Духовный стих скопцов 1822.)
Этому предшествовал духовный раскол, разделение Церкви на тех, кто принял литургическую реформу и тех, кто, горя праведным пылом, ушел в леса, основал свои духовные общины. Старообрядцы, духоборы, “христовствующие” (позже хлысты), “голубчики”, молокане, жидовствующие, шелапуты, адвентисты. Где-то в этом пестром разноцветье мистической виртуозности вызрели скопческие общины, практиковавшие кастрацию.
Параллельно в мире происходит ряд знаковых событий. Так во Франции идет волна судебных реформ, в ходе которых ужесточается контроль над нищими и попрошайками, спешно строятся “дома призрения”, куда помещают бродяг и юродивых, разражается экономический кризис. В Германии наступает пик строительств “работных домов”, целью которых служит “исправление и возвращение к нормальной жизни вероотступников, тунеядцев, лиц, преступивших закон”. В Англии строятся “исправительные дома”, испытывается “висельная машина”, которая позволяет висельнику избежать мучительной агонии, англичанка Энн Ли перебирается через океан и основывает секту шейкеров, первой заповедью которых станет безбрачие. В Черногории Степан Малый выдает себя за Петра III, чтобы объединить народ на борьбу с турками. Провозглашенный царем, оно мудро правит, проводит реформы: определяет границы, дарует свод законов, организует регулярную армию, отделяет церковь от государства, создает школы. Россия встает на дыбы, подстегиваемая крестьянским бунтом Пугачева. Европа варится в бульоне духовного противостояния.
В России хлысты неожиданно открывают новый путь Спасения, доведя половое воздержание до предела. Сама кастрация стала Распятием – принятием муки Спасителя. Со-переживанием. Плодородие не от плоти. Они довели тревожную неясность Спасения до последней черты. Старообрядцы крестились огнем, сжигая свои тела. Скопцы принимали печать рокового Спасения. Их нищие песнопевцы выпестовали в себе пророков и пророчиц, благодаря которым старцы и вели свои Корабли по “темному Чермному морю” людского существования.
Принять оскопление — значит обрести “огненную корону”, шрамы становятся “Божьей печатью”. Убежденные в своей правоте, скопческие общины ведут активную деятельность по распространению своего учения. Создается сеть общин, которая обменивается информацией, деньгами, е члены пользуются тайными знаками и им одним понятными шифрами. К началу XIX века скопец Кондратий Селиванов получает доступ к царскому двору, он встречается с Павлом I и Александром I, убеждая их перейти в свою веру. На долгие годы, это “золотой век” скопцов, Селиванов становится духовным наставником сменяющих друг друга императоров. Среди особо важных обращенных числились сам “Александр I с супругой, император Наполеон — незаконный сын Екатерины Великой, которому она дала образование в Российской Императорской Академии, а затем отправила во Францию, где он и сделал свою карьеру” (Энгельштейн Л. “Скопцы и Царство Небесное” из-во. НЛО 2002 стр. 59).
В начале 19-го века вокруг Екатерины Татариновой (придворная дама) складывается Духовный союз, члены которого (видные государственные деятели того времени) очень живо интересуются религиозно-мистической практикой хлыстов и скопцов. Где-то в недрах этого Союза пишется проект теократической системы, управляемой скопцами.
С нами Бог богам, с нами Царь царям,
С нами Царь царям, с нами Дух духам!
Золотое время для скопцов длилось не так долго. В середине 19-го века наступило время преследований и гонений. Скопцов переселяли в Сибирь, сажали в тюрьмы, в лучшем случае выставляли на посмешище – проводили нагих по улицам, правда, последнее наказание только добавлял ореол мученичества в глазах простого люда.
В 1845г. один государственный чиновник по фамилии Надеждин опубликовал свои исследования, согласно которым на то время в России насчитывалось около 1700 скопцов, но это только оскопленных и прошедших по официальным бумагам. Всего же членов скопческих общин – более 300 тыс. Скопцы стали представлять из себя страшную угрозу для ортодоксальной церкви и власти. Угроза была столь явная, что не зря заставила обратить на себя внимание революционеров – народников. Появляются публикации Кельсиева и Щапова в прогрессивных журналах, публикации посвящены деятельности скопческих общин. На повестке дня вопрос – можно ли рассматривать скопцов как революционную базу крестьянства.
Естественно, что в предреволюционные годы, на скопцов тоже возлагались надежды, связанные с радикальной попыткой построить “Новый мир” – более справедливый, более “божеский”. Связующим звеном между Лениным и скопческими общинами стал Бонч -Бруевич, отдавший более половины жизни изучению русского сектантства. Он неоднократно и успешно выступал еще в царское время адвокатом на многих скопческих процессах и, тем самым, заслужил доверие последних.
Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий;
На живущих в стране тени смертный свет воссияет.
Исаия 9:2
Надежда построить светлый мир провалилась. Скопцы ушли в свое самое радикальное подполье, избежав безбожников-комиссаров, репрессии, брежневское маразматическое КГБ, не поддались на демократическую шизофрению. Они среди нас. Самые светлые люди всегда так незаметны для профанического большинства! Они сжимают в руках свои инструменты Спасения. Возможно завтра в лифте именно вы будете спасены. Теряя уд телесный, обретете уд духовный.
Пастор Андреас Часовски