Недавно на каком-то украинском сайте я увидел текст о том, что русские имперцы поклоняются иконам Сталина. Ну, поклоняются и поклоняются, особой новости в этом нет. Зато вот в качестве заглавной иллюстрации в который раз была использована хорошо знакомая мне икона, нарисованная в фотошопе товарищем Муравьедовым. Давняя акция АКТ и Краденого Хлеба “Освящение иконы Сталина и свечи за упокой Путина” продолжает то и дело всплывать в медиапространстве.
Свеча справа олицетворяет вертикаль власти, свеча слева – то, что с этой вертикалью неизбежно случится
Правда про сатанинский ритуал со “свечами за упокой Путина” никто не вспоминает (видимо никто так и не понял что это было, участники ритуала, кстати, тоже ничего не поняли, но если что, у нас даже сохранился текст молитвы-заклинания), зато вот икона, которая поначалу была лишь второстепенным элементом перформанса, пошла в массы. И уже постфактум именно икона стала его основным месседжем. Правда понимается она, в большинстве случаев, именно как пример настоящей искренней апологетики сталинизма.
Я до сих пор иногда встречаю свою фотографию на каких-то антиклерикальных пабликах с комментарием наподобие “посмотрите на православного фанатика”. Поначалу я рассматривал это как творческий успех, теперь скорее вижу в этом поражение. Когда я прошлой зимой в Грузии рассказывал про акцию с иконой, я натолкнулся на непонимание. Местная левацкая и арт-сцена не поняла смысла акции. И православное мракобесие, и “низовой” культ Сталина, исповедуемые подчас одними и теми же людьми, являются для них каждодневной реальностью. Они не увидели в наших действиях сарказма. Мы на вид были неотличимы от настоящих мракобесов. Если фотоотчет не прокомментировать в духе: “акционисты критикуют тоталитарные тенденции, возникающие при сращивании религии и имперской идеологии”, а написать: “группа православных сталинистов-фанатиков освятила икону своего кумира”, то второму описанию вполне поверят, быть может даже охотнее, чем первому. Спрашивается, зачем достоверно изображать и без того реально существующую и общеизвестную тенденцию? И это реально не только для Грузии, часть Луганской и Донецкой области сейчас находится в аду, созданном как раз при участии победившей идеологии “православного сталинизма”.
В 2011 году даже реально существовавшие иконы Сталина или Гитлера казались скорее экстремальным отклонением от нормы, одним из проявлений стучавшейся в наши двери культуры Апокалипсиса. Но Апокалипсис к нам уже давно не стучится. Он выломал дверь, зашел в наш дом, развесил повсюду иконы Святосталина и Святогитлера, развалился на нашем диване, включил канал “Россия-24″, скрутил из самокрутку из “Комсомольской Правды”, набил её сушеными сердцами геев и курит, стряхивая ядерный пепел прямо на ковёр. Любая попытка пародировать это выглядит не пародией, а скорее подобострастным подражанием. Невозможно спародировать Энтео. Или Милонова. Был такой талантливый акционист Пименов, который внезапно начал заниматься “православным акционизмом” вместе с Энтео и компанией. Многие ожидали: сейчас Пименов разведёт этих лохов, они все станут частью какого-то небывалого арт-проекта… Энтео съел Пименова не подавившись. Не художник превратил недалекого фанатика в свой инструмент, напротив, фанатик поставил себе на службу художника. Потому что фанатик всегда сильнее.
Невозможно спародировать киселевскую пропаганду, невозможно спародировать “черную сперму” Проханова. Многие люди доказывали мне, что зараженные имперской идеей художники Авдей Тер-Оганьян или Антон Николаев на самом деле просто играют затянувшийся перформанс, криявляясь они хотят стать кривым зеркалом господствующей идеологии. Я сомневаюсь в такой их мотивации, но даже если и так: нет никакой разницы. Нет никакой разницы действительно они ссучились, или просто натянули маски. Сейчас на землю приходит ад, а в аду очень жарко. Так что маски плавятся и прикипают к коже. Становится совершенно не важно какое лицо у вас было на самом деле. Реальность настолько безумна, что “кривые зеркала” никого уже не способны рассмешить, они не более кривы, чем отражаемая ими реальность. Нет смысла воспроизводить зло в гротескной и смешной форме – зло и так до предела смешно и гротескно, но смеяться над ним уже никому не хочется.
В эпоху Апокалипсиса “пародия” – не нужный и мёртвый жанр. Кривые зеркала можно и нужно разбивать, за ними вполне могут таиться настоящие монстры.