«Русский мир» — это совсем не то, в чем пытаются нас уверить власть и либералы. По их обоюдному мнению «Русский мир» — это невротическая реакция на немецкие дороги, западный капитал и требование российского империалистического ответа на американскую империалистическую политику. Власть и либералы — едины, потому что сама власть — порождение неолиберальных реформ 90-х, а нынешние либералы — это те, кто считает, что реформ было мало и «рынка» было мало.
Русский мир — совсем иное. Понимаешь это, когда приходишь в Эрмитаж посмотреть на работы Ансельма Кифера — немецкого художника, оккультиста и алхимика. Выставка «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов», на которой представлены около трех десятков новых работ — не просто отсылка к русскому поэту и визионеру Хлебникову, а свободное плаванье (миниатюрные подводные лодки практически на всех картинах) в хаосе животворной грязи. Несмотря на то, что работы сделаны в Германии, без труда узнаешь знакомые с детства непролазные топи самой прекрасной Русской весны. Здесь и рушится конструкт противостояния Россия — Запад, выгодный всевозможным евразийцам, либералам и патриотам. От Германии до России — не так далеко, а если по крышам, через забор и по лугу — то и вовсе рукой подать — к ужину успеем!
Там, где художественный критик видит апокалиптические мотивы, отчужденность и одиночество художника, там нам видится алхимическая работа, где критик ударяется в тоску от изображенных руин, там нам чудится зарождение нового. Беспокойные травы вырастают по краям немецкой дороги, рушится знаменитое немецкое качество — мы будем ходить друг к другу в гости по залитым тропинкам, перепрыгивать через лужи, будем пить воду из осенних колодцев и шелестеть листьями. Немцы и русские.
В 1969 году Кифер изготовил несколько работ, на которых он изобразил самого себя с поднятой правой рукой, напомнив согражданам, что нацисты никуда не исчезли, а идеологии, разделяющие народы, по-прежнему в ходу у правящей власти. Спустя пятьдесят лет его предупреждение все еще актуально. Только великое половодье может смыть всю эту гниль с тела освобожденной Земли.
Критики упрекают Кифера в отсутствии души, дескать, его картины это — «взгляд Бога на Землю, на которой нет человека». Но, тут уместно вспомнить одного замечательного русского писателя — мистического большевика — Андрея Платонова. Его запись в дневнике гласит: «Душу выдумал злой человек, чтобы сказать, что у него есть нечто хорошее тайное, а только наружи он скверный… Душа есть жульничество буржуя.»
Кифер антибуржуазен, Кифер живет Русской весной, миром Платонова и Хлебникова, живет в капиталистической стране. Жить в капиталистической стране, а внимать Хлебникову и Платонову — подвиг. Кифер хочет увидеть капитализм во сне, как любой простой немец, как любой простой русский.
Это и есть настоящий Русский мир, доступный сокровенным русским и сокровенным немцам, тем, кто из века в век ходит друг к другу в гости по размокшим тропам, зачастую, с крупнокалиберным пулеметом или дубиной. Когда — нибудь мы, уставшие от долгих походов, упадем посреди болотистой красно-коричневой топи, чтоб увидеть последний сон про капитализм. А перед тем как упасть, мы «зиганем», но «зиганем» обязательно левой рукой!