Эту записку я обнаружил недалеко от помойки, когда выносил мусор. Записка была написана кривым почерком на обрывке туалетной бумаги и вставлена в бутылек из-под настойки боярышника, на этикетке которой черным маркером был нарисован череп. Местный бомж сказал мне, что бутылек этот оставил его коллега по несчастию, который этим утром начертал сие послание, упаковал в стекло и скоропостижно помер. Установить личность усопшего не представляется никакой возможности, ведь на часах 04:20 и в местном морге уже вовсю топят печи. Содержание записки прилагаю ниже. Написанное в записке и написанное в книге, о которой написано в записке, на всякий случай глубоко осуждаю.
Никита Пушо
“Властители грез” — это смелая работа, исследующая феномен расширения сознания в исторической перспективе. В своей книге Майк Джей прослеживает витиеватые перипетии происхождения веществ, использовавшихся человечеством в медицине (некоторые из которых с древнейших времен), и позже окрещенных оным опасными наркотиками, а также влияние этих веществ на общество и культуру Америки и Европы девятнадцатого века.
Для человека, не прошаренного в вопросе, возможно, будет удивительно узнать, что первые в истории цивилизованного запада обособленные социальные группы, принимающие наркотики, и получивших впоследствии славу и последователей состояли не из хиппарей на фестивале Вудсток, а из передовых ученых-естествоиспытателей своего времени и ставших классическими авторами литературы, и происходило это все на век раньше. Убежденного наркофоба может удивить, что двадцатиоднолетний Хамфри Дэви исследовал вещество, ставшее впоследствии широко используемым анестетиком, и вдыхал большие порции закиси азота в лаборатории восемнадцатого века, а не на концерте Prodigy в девяностых двадцатого. Кстати, компанию в качестве подопытных ему составляли такие небезызвестные люди, как Томас Ловелл Беддоуз и Сэмюэл Тейлор Кольридж. Последнего, кстати, Томас Де Куинси обвинял в чрезмерном пристрастии к опиуму, которым сам же и страдал. А гашиш, например, просочился в европейскую культуру через миф о горном старце Хассане ибн Саббахе и его убийцах-гашишинах, интерпретацию образа которого можно найти в романе “Граф Монте Кристо” за авторством Александра Дюма старшего. Продолжая тему художественной литературы, и в пику наркоистерии, не стоит забывать, что кокаиновый бум подарил миру таких колоритных персонажей как Шерлок Холмс или Доктор Джекилл. Да и Фрейд не был бы Фрейдом, если бы не белый порошок.
В девятнадцатом веке эксперименты с различными наркотиками на самих себе при непохожих друг на друга обстоятельствах ставили люди самых разных профессий. Мескалин вкушали и Олдос Хаксли, подробно описавший свои ощущения в эссе “Двери восприятия” и “Рай и ад”, и антрополог Джеймс Муни, который изучал религиозный культ индейцев, присутствовал на пейотных церемониях и даже стал первым белым человеком, попробовавшим мескалин, приготовленный из кактусов коренными американцами. Автор “Властителей грез” Майк Джей и сам исследовал растительные психоделики в религиях этнических меньшинств.
Хантер Томпсон говорил, что ничто в мире не бывает менее беспомощным, безответственным и порочным, чем человек в пропасти эфирного запоя. В числе эфирных пьяниц небезызвестный писатель Ги Де Мопассан. По странному совпадению эфир распространялся как способ отдыха у простых людей особенно интенсивно в то время, когда ужесточилась антиалкогольная пропаганда. Жизнь людей, пытавшихся присвоить себе славу первооткрывателя эфира, по еще более странному совпадению заканчивалась трагически.
Майк Джей препарирует все аспекты темы, выстраивая причинно-следственные связи и логические цепочки с холодным умом исследователя. Он рассматривает в книге социальные и культурные последствия сухого закона, а также причины демонизации наркотиков в общественном сознании и различные их тонкости. Любопытно узнать, что за возможность присвоить себе открытие для применения в медицине закиси азота, эфира и кокаина велись нешуточные баталии между новоиспеченными естествоиспытателями. История такой строгой дисциплины, как фармакология местами писалась более чем хаотично.
Работа снабжена приложением, состоящим из отрывков различных литературных произведений девятнадцатого века, содержащих упоминания веществ, исследуемых автором в книге, и алфавитным указателем. Книга способна вызвать непроизвольные возгорания в пыльных анналах старорежимных наркофобов, а также хаоссс в умах случайных читателей. И еще – книга не является пропагандой наркотиков. Никогда не употребляйте наркотики или алкоголь. Все должны помнить, что СМЕРТЬ МЕРЗКАЯ ОТ НАРКОТИКОВ ГРОБ ГРОБ КЛАДБИЩЕ ПИДОР