Ларс фон Триер не просто режиссёр и художник. Это публицист, с вполне осознанной позицией. И если балабановский «Груз 200» и даже «Сербский фильм» Спасоевича, это пусть циничный и чёрный, но юмор, основанный на вскрытии Табу. То «Дом, который построил Джек» это вполне осознанный гимн маньячеству.

Глядя новое творение Триера, понимаешь, что когда тот извинялся, за то, что «Догвиль» это любимый фильм Брейвика, он явно слукавил. И если в «Антихристе» некое женоненавистничество и мизантропия присутствуют на уровне безобидного намёка, то в «Доме» они до-экстремизма наглядны.

Дом, который построил Джек

Творчество Триера и процесс новой «фашизации Европы» уже сравнивали*. Но вряд ли сам режиссёр делал такие буквальные параллели. Да, у него было неаккуратное высказывание на счёт Гитлера, которое дало повод очень широко трактовать его слова. В новом-же фильме автор сам делает множество неполиткорректных отсылок. Заметим, эти отсылки не буквальны. Они конечно же имеют к политическим ультраправым отношения не больше чем Раскольников или Заратустра. Но от того, они только образнее и глубже. Главный герой фильма сравнивает отстрел ворон в лесу с этническими чистками. И ему куда интереснее оных, деконструировать одновременно этику – и охотника, и зоозащитника, и гуманиста одновременно. Пригласив на пикник даму с двумя детьми, он на практике разбирает правило охотников, стрелять сначала наиболее молодых особей, так как если сначала убить взрослых, то детенышам будет сложнее выжить. Я представляю ликование, конкретно на этом моменте, каких-нибудь полоумных веганов, любящих сравнивать жаренных поросят с человеческими детьми. Триер как радикальный публицист, вскрывает целые пласты политкорректных и гуманистических табу – права женщин, неприкосновенность детей, защита животных… Однажды, даже мелькает намёк на расизм. Джек достаёт из своего фургона пленника. И, о ужас… он оказывается чернокожим! Но рано ужасаться. В числе пленников есть и монголоид, и голубоглазый белый бородач и люди с менее выраженным расовым типажом. Весь мультикультурный набор современной Америки! И злодей пытается уничтожить их всех одновременно одной пулей. Самым что ни на есть «нацистским» способом. Который по его словам использовался на Восточном фронте, для экономии боеприпасов.

Дом, который построил Джек

Джек – инженер (самые безполезные люди по словам Дугина) мечтающий стать архитектором. Неслучайно, в фильме появляется упоминание другого архитектора, Альберта Шпеера. Чуть ли не главного (на ряду с Рифеншталь) художника Третьего Рейха. И человека приближенного лично к Гитлеру более любых военачальников. «Фашизм» в стиле даркфолк. Без военных успехов, «этнических чисток» и даже относительно «позитивной программы» типа «спасения расы» и «творческого арийского духа». Зато с воспеванием «программы негативной». Разводится эстетство вокруг факта или легенды о старом дубе, стоящем на территории Бухенвальда, под которым молодой Гёте писал свои главные стихи. А создателей ревущего бомбардировщика «Юнкерс Ю-87», Джек сравнивает с иконописцами. Кстати, «эстетичность» самолёта была признанна противоборствующей стороной. «Певун» — одно из прозвищ, которое получила смертоносная машина в Красной армии. (Мне лично вспомнился период, когда Широпаев редактировал газету «Я – Русский». И оформил один из выпусков фотографиями Мессершмидтов с дерзкой надписью «Летите, валькирии, летите…»).

Здесь у режиссёра, та же тенденция, что и у исполнителей указанного музыкального стиля. Обвешаться рунами и свастиками. А на обвинения о нацизме сказать, что его неправильно поняли. А ещё фильм напоминает запрещённые самиздатовские журналы БТО Боровикова-Воеводина. Где степень ненависти и отчуждения перекрывает бытовой и политический расизм, и скорее приближается к учению гностиков о несовершенстве мiра как такового…

Дом, который построил Джек

Триер воспевает Злодейство, устами главного героя. На множестве примеров утверждая, что оно прекрасно как тигр пожирающий беззащитного ягнёнка. При этом как уверенный автор он не боится самоцитирования, вставляя отрывки из своих прошлых произведений. Среди них символика Дома из «Меланхолии» плавно перетекает в Дом, который Джек построил из замороженных трупов своих жертв. Как и в «Меланхолии» — Дом это укрытие. На этот раз, от полиции, а не от надвигающейся кометы. Через «подвал» дома, Проводник ведёт Джека прямо в Ад.

Над огненной лавой старый обрушенный мост. На другой стороне Рай – и главный герой имеет дерзновение попробовать попасть туда не напрямую, а по выступам скалы вокруг. Честно говоря, меня бы не удивил цинизм режиссёра, если бы Джек таки попал в Рай… Симпатия к «радикальному субъекту», который «холоден или горяч», но никак не тёпл. А потому, у него есть шанс. Однако, ровно на полпути, попытка оказывается неудачной.

Глупо было бы видеть в фильме фон Триера лишь «воспевание зла». «Дом» это манифест-предупреждение Белого Мужчины, несправедливо угнетённого тиранией толерантности, мультикультурности и либерализма. И к нему не поздно прислушаться, пока на фундаменте из трупов не воздвигнут Четвёртый Рейх. Который как и архитектура Шпеера, простоит не тысячу лет, а рухнет в пропасть по скользкой тропинке из Ада в Рай.

Дом, который построил Джек

P.S. * krupnov.livejournal.com/256305.html