Классика отечественного синт-попа – группа “Мираж”.
Популярная музыка освободилась от властвующей идеологии. Это был короткий промежуток – между тоталитарным “совком” и насквозь фальшивой демократией. Жалко, что тогдашней молодежи песни заменили Революцию.
МЕРЦАЮЩИЙ СВЕТ ЛЮЦИФЕРОВ В ТВОРЧЕСТВЕ ГРУППЫ «МИРАЖ»
Рецензия на альбом группы «Мираж» 1987 «Звезды нас ждут»
Но “Мираж” – это не только музыкальное обрамление неудержимого желания к переустройству социума, но и оккультные песнопения… тсссс! А уж эта информация не для всех! Или… Нет, все же коснемся таинственного, того, что скрывалось за внешним блеском, вслушаемся в тексты, раскачаем наши тела…
СОЛНЕЧНОЕ ЛЕТО
Тихо лишь тебе я прошепчу:
Завтра улечу в солнечное лето
Буду делать все, что захочу.
Это не крайний индивидуализм, в этом случае можно было бы просто “улететь” – без лишних слов отправиться на ницшеанскую высоту, где чистый воздух и одиночество, но – желание анарха – делать то, что диктует собственный закон и собственная воля, доверяя свое Откровение… избранным? – нет… избранные определяются сиюминутной прихотью, в котором клокочет и насвистывает Желание… За кажущейся беззаботностью, за бубенцами синтезаторов, за подпрыгивающей нимфеткой – озорная юная ведьмочка, — ей не нужно терпеть давление материи десятками лет, жизнь слишком коротка, а терпение лишь умножает груз – невыносимую тяжесть Бытия. Сбросить. Взлететь! Похоже, ей удается!
Но отчего так невесел твой звонкий голосок? Откуда в нем столько тоски, а слова радостного освобождения выворачивают из слушателя слезы? Те, кто побывал в плену материи еще не скоро научатся беззаботно шелестеть ангельскими голосами. Те, кто не был заперт в заключении, не поймут, что значит обретенная свобода. Пой, милый ангел… пой!
Солнечное лето – Лето Люциферово!
ЗВЕЗДЫ НАС ЖДУТ
Песня повествует о ступенях некоего ритуала, в ходе которого адепту передается Знание, носителем оного является некто, приходящий под покровом темноты – добрый Дух или Демон.. в Космосе – это неважно… Итак,
Зачастую нужно закрыть глаза на Традицию, отбросить весь накопленный опыт и дать волю Духу, — ввериться ему. Пусть крышка ночи накроет кипящий котел знаний, всевозможного духовного опыта и варево из прочитанных книг… в избушке… в самом темном лесу (именно в самые темные места помещают сказочники отчаянных колдунов и алхимиков, в самых темных комнатах открывается дверь в Иной мир, и становится возможным общение с Неведомым.)
Святая правда, — оккультистам известны такие моменты, к которым готовишься не один год, рискуя физическим и душевным здоровьем, ради единственного мига, в котором все и решится – пропал или… Ритуал продолжается:
что берегли собой века
Как это похоже на шаманский экстаз во время камлания! Со стороны кажется, будто исполнитель действительно умом повредился, не удивительно, что
Это о потустороннем мире вещает Ангел, зовет оставить свое тело, — грузную единицу материи, ненужный балласт:
Что был твоим так много лет
И вот уже дуэт Огненного Ангела и юной, визжащей от радости ведьмы. Восторг двух посвященных – учителя и прилежной ученицы:
B кокетливое:
Да, скорее всего, видимому миру просто придет невероятно серьезный звездец.
Встреча желания и автомата, безумие воплощается в действие, а если действие в видимом мире спонсируется потусторонними силами, то это и есть то, как если б “к желанию пристегнуть автомат”,
А нас уже нет…
На следующий день на полу в заброшенной избушке найдут бездыханное тело юной ведьмы, покончившей с собой. В этот момент она будет пролетать Альфа-Центавру….
Я НЕ ХОЧУ
Баня. Полночь. Собрание хлыстовского Корабля Святых.
Композиция начинается звуками, похожими на мерные удары такого незамысловатого музыкального инструмента как ложки. В помещение входят в белых длинных рубахах мужчины и женщины, становятся порознь. Легкое смущение…
О! Вот-вот все сорвутся в безумной пляске, сбрасывая с себя все наносное и ветхое. Государственность, церковность, раболепие – все разметают волосья богородицы. Жандармы, указы, парламенты – пустые куклы, оболочки, наполненные гнилостным воздухом, потому-то их так и раздуло – во все стороны! Танец набирает обороты, захватывая все новых участников, опьяняя… Вон – поэт Клюев кружится, вон – писатель Андрей Белый закружился и погиб, сгинув в берлинской эмиграции… Кто-то ищет прозрения, кто-то забвения…
В центр круга выскакивает кто-то необыкновенно счастливый. Накатило! Накатило! – радостно проносится по избе. Этот кто-то начинает пророчествовать:
Мне говорили, Что ты мне нравишься опять
Как не полюбить пророка! Как не предаться свальному греху, коли Дух дышит, коли Плоть грешная зовет!
Песня перенасыщена отрицаниями – на четыре строчки припева – три отрицания и обещание свести пророка с ума:
Второй куплет – это чувственное описание финала хлыстовского танца. Нескромная Песнь Песней. Отрицание мира зарождается в христопляске, именно из этого танца выйдут те, кто разожжет и поддержит огонь Восстания. Так было сто лет назад и так будет. Момент зарождения бунта понят участниками оккультно-музыкального коллектива “Мираж”. Сохранен и передан нам… Близится полночь. Ты облачился в белый саван? Распустила ли ты косы?
Единственная инструментальная композиция называется “Около полуночи”, помещенная в контекст альбома, подчеркивает притяжение границы между сегодня и завтра, между реальностью. Этой – ненужной, скучной и Той, — в которой любые метаморфозы вдруг станут возможны. Пусть даже и дорогой ценой, о которой и думать не хочется. О ценах думают экономисты и банкиры. Унылая психология лавочников и торгашей.
ВИДЕО
Можно смотреть с улыбкой, а можно всерьёз.
Попытка осмыслить нарождающуюся виртуальную действительность, которая подвергалась критике еще дадаистами и ситуационистами.
Здесь и первоначальный восторг от неограниченного потребления информации, здесь же и попытка присвоения машины подчинения собственным “освободительным” целям.
Не свет ли это в конце… туннеля, по которому летят ввысь частицы Света, собираясь в Ослепительную Полноту… какой Демиург подменил Божественный свет мерцающим монитором на выходе из этой реальности в … не менее лживую реальность. Долго ли нам блуждать между мирами, под примитивный и однообразный скрип советского синтезатора?…
Темное время суток – благоприятное для ведьм и партизан. Здесь, где все вывернуто наизнанку, где свет – смертелен, а в темноте распускаются все самые прекрасные цветы, здесь Рената ожидает Генриха (“Огненный Ангел” В. Брюсов ). Во время неудавшегося спиритического сеанса невероятный грохот наполняет дом, резко обрывается и слышны только отдаленные шаги, приближающиеся и долгожданные…
Ищут имя твое уста,
Ухо ловит случайный стук,
Каждый звук.
Практика партизан сродни ведьмовской, — одно неверное движение – неверное слово-пароль, случайная ошибка и дерзкий эксперимент по переустройству действительности безнадежно провален. Невероятно, но как им удается в полнейшей темноте (“работа в черном”) опасная работа, будто тьма помогает им…
Эта ночь сможет нам помочь
Помню первую брошенную мной гранату. Моя ладонь до сих пор хранит ее приятную тяжесть, такие выступающие металлические кубики… Я стоял один на пустой и совершенно безлюдной улице. Нет! – сзади были мои товарищи, вышедшие на очередной митинг “не-важно-против-чего”, а впереди – полицейское оцепление, готовое броситься на нас, но, все равно, — улица была пуста. Весь мир крутился вокруг меня, и граната, кажется, пульсировала в одном ритме со мной. Я задержал дыхание, затем быстро вдохнул и выдохнул. Закрыл глаза и снова открыл. Крепко сжал фактуру “крошки” Ф-1 и чуть расслабил руку, раскачивая приятную тяжесть. Потом резким движением дернул кольцо и бросил свое стучащее сердце под ноги полицейским.
Когда бросаешь гранату ночью – в этом я уже позже много раз убедился – то время между броском и вспышкой – это время Ничто, время, когда сталкиваешься на несколько секунд с пустотой и стоишь как дурак и даже не думаешь и почти не существуешь. Очень важно сохранить самообладание в эти секунды…
И вот является Мадиэль, огненный ангел…
Он явился и Ренате (да прочтите же вы наконец-то Брюсова!!!), забрав ее разум, а впоследствии и жизнь. Эта песня – предостережение, которому не следует следовать, а нужно принять. Таков путь всех, кто идет в ночи. Путь колдуна Агриппы, странствующего рыцаря, одержимой Ренаты и всех тех, кто пожелал ослепнуть от яростного света огненного Ангела…
Также, эта песня, оплакивающая последних RAFовцев, песня-некролог, песнь светлой тоски и отчаянья… она вполне бы могла стать саундтреком к “Легендам Риты” или к любому другому фильму о городской герилье… о тех, кто продолжает свою “работу в черном”.
БЕЗУМНЫЙ МИР
Мир безумный – то есть, — прямо противоположный миру разумному и рациональному. То есть – наш мир…
— восклицает вокалистка “Миража”. Да разве могло и быть по-другому? И что значит “так”? – мещанское определение нормы… Безумный мир со всеми его населяющими стоит в прямой оппозиции с миру рациональному. Это, как я уже писал – не параллельный — отвлеченный и спокойно существующий в ином измерении — мир, а перпендикулярное измерение, желающее переломить под прямым углом ось разумного мира.
“Мираж” будет и дальше в каждой из своих песен обращаться за помощью к темноте, безумию, они не брезгуют ничем, подталкивая своих слушателей к бездне, упав в которую можно научиться летать, а можно погрузиться во мрак, ужас и вечный скрежет зубовный.
А пока таинственный незнакомец пристально наблюдает за вами, его едва заметные рога указывают на полную луну… в дымке все кажется таким нереальным, то ли морок, то ли ветер играет испарениями с болот…
но это сон… всего лишь сон…
туман сокрыл меня от всех
Гимн постсоветского киборга… Невероятная композиция, предваряющая индустриал и нойз, пока университетские мальчики открывали для себя айнштурцзендов и троббинг гристел, те, кто ходил на дискотеки с участием “Мираж”, уже знали, что
Услаждает мой слух.
Электрический слог
Поднимает мой дух.
Электрический сон
Пародирует мир.
Электрический гость
Продолжает свой пир.
Что уж говорить о всяких синт-поперах и прочих модниках, открывших для себя как они называли – “музыкальный андеграунд”. Вы любите американское кино? Нет?!!! Да пошли бы вы со своими Тарковскими и прочими занудами! Так вот в одной киноленте под названием “Без кожи” был такой персонаж по прозвищу Динамит – у него не было головы, но торчал невероятных размеров фаллос, он был прикреплен цепями к полу и проводками ко всяким электрическим приборам, так вот, мне кажется, что Динамит мог запросто танцевать именно под “Электричество” группы “Мираж”, и отстаньте со своим беззубым синти-попом, фьюче-попом и прочим…
ВОЛШЕБНЫЙ МИР
Последняя песня альбома, дающая надежду, на то, что Волшебство возможно, а Желание осуществимо…
Рецепт приготовления лучших из миров:
Неизвестно до сих пор – почему коллектив, который в открытую проповедовал дьяволопоклоничество перед многотысячной публикой, был оставлен в покое и Церковью и правоохранительными органами. Хотя, можно предположить, что в рациональном мире, где все продается и покупается, купить оказалось возможным и органы и попов, только заметили ли те, что золото в итоге превратилось в навозные катышки?
Волшебный мир – наш истинный дом, где и пламенники и злыдотники, хлысты и скопцы, техно-шаманы и городские партизаны… Ничто не станет серьезным препятствием на пути – нет больше Закона, нет больше Истины, нет больше силы, чем есть в нас и в нашем желании!
Любовь – это и есть Закон!
Статья оформлена работами Николая Колмакова