Два известных юнгианца «первого поколения», Генри Мюррей и Кристиана Морган провели годы, экспериментируя с мазохизмом и мазохистскими переживаниями в специально построенной для этого башне в Норт Шор, штат Массачусетс. См.: Love’s Story Told: A Life of Henry A. Murray, Forrest G. Robinson. Cambridge, Mass.: Harward UP, 1992.

Генри Мюррей родился в Нью-Йорке в 1893 году в богатой семье. Учился плохо. Но преуспел в спорте. В 1916 году женился на Josephine Rantoul. Вскоре у них родилась дочь. С 1919 по 1921 год Генри работал лаборантом в физиологическом отделении Гарварда, потом долго изучал куриные яйца, решая вопрос, что было вначале курица или яйцо. Опубликовал десять статей на эту интересную тему. Получил степень в области биохимии.
В 1923 году (т.е. после семи лет брака) начинает присматриваться к другим женщинам. И в частности, к жене своего друга Уильяма Моргана – Кристиане, медсестре и художнице, которая дружила с его женой Джозефиной. Возможно немалую роль здесь сыграло еще и то, что Кристиана Морган спала с младшим братом Генри – Сесилом и одновременно дружила с его женой Вероникой…
Christiana Drummond Morgan (née Councilman) родилась в Бостоне 6 октября 1897 года. В 1918 году она получает сертификат медсестры. Изучает искусство в Art Students League в Нью-Йорке. Учится вместе с Frank DuMond, Guy Pène du Bois  и Leo Lentelli и другими.
В 1925 году две дружных четы Мюрреев и Морганов вместе путешествуют по Европе.
По настоянию Кристианы Генри посетил Юнга и почти месяц гостевал в доме швейцарского «гения». Они много гуляли, катались на лодке, пили чай в компании двух дам Эммы и Антонины Вольф, которые скрашивали жизнь великого провидца в Кюснахте, каждую ночь вдвоем или по очереди согревая его постель.
Узнав о Кристиане, горячий сторонник полигамии Карл Густав Юнг предложил Мюррею свои аналитические услуги, тот сразу согласился.
Потом две дружные семьи отправились во Флоренцию, где растревоженный Юнгом Мюррей открыл свое сердце Кристиане. Летом 1926 года Генри Мюррей со своей женой Джозефиной и мужем Кристианы Уильямом заезжают к Юнгу, который в это время уже анализирует Кристиану.
Антонина Вольф, с подачи Юнга, нашептывает на ухо Уильяму Моргану о любви между Генри и Кристианой. Уильям потрясен, но после беседы с Юнгом смиряется со своими «рогами» и более того, начинает их с гордостью носить. Потом очередь доходит до бедной Джозефины, — ту Юнг на лодке вывозит на середину красивого озера, бросает весла и начинает горячо убеждать… Уже на берегу молчавшая все время Джозефина бросает только одну фразу: «Юнг – грязный старик». Но она, также как и Уильям, смиряется и в течение многих лет принимает происходящее как неизбежное…

Все уехали, а Кристиана Морган осталась. Она забыла Генри, потому что без памяти влюбилась в Юнга. И, кстати, не без взаимности. Когда Карл Густав первый раз увидел Кристиану он сразу расценил ее как выражение ИДЕАЛЬНОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ (une femme inspiratrice), чье предназначение вдохновлять великих мужчин своим самопожертвованием. Уже три женщины грели постель великого провидца.

В процессе анализа Кристиана вдруг начала галлюцинировать. Свои видения зарисовывала, показывала рисунки Юнгу, который, кивая, их анализировал… Юнг организовал даже специальный семинар, в ходе которого внимательно изучались рисунки-видения американской медсестры Кристианы Морган.

Между тем, Генри Мюррей скучает и зовет Кристиану вернуться в штаты. Та после некоторых колебаний (совершенно понятных) прерывает анализ с Юнгом и приезжает в Гарвард. Ее муж, несчастный Уильям, остается в Кембридже. Жена Мюррея Джозефина не сопротивляется – похоже, она сдалась на милость победительницы…

А победительница же взяла быка за рога. Освященный «грязным стариком» роман Генри Мюррея и Кристианы Морган длился несколько десятилетий.
Во славу архетипической любви Мюррей строит трехэтажный дом, взяв за образец Боллингенскую символическую башню Юнга на берегу того самого Цюрихского озера, где была сконструирована их необычная страсть.

Во вновь отстроенной башне сексуальные утехи начинают приносить странные плоды. Мюррей и Морган вдруг осознают себя психологами. И не просто психологами. А истинными душеведами, которые способны вдвоем разрешить загадку человеческой природы.
На первом этаже своей башни они молятся до исступления, вызывают у себя мистические видения, совершают различные ритуалы. На втором этаже, который был исключительно предназначен для полового сношения, занимаются сексом. На третьем был оборудован рабочий кабинет, где Мюррей и Морган вместе создают свои труды по психологии личности. Первый этаж был всегда затемнен, третий — ярко освещен (такая вот метафора – от темного бессознательного парочка как бы через секс поднималась к просветленному сознанию).
Они придумали себе башенные имена: она была там Воной, а он – соответственно Мансолом.
Архетипическая их любовь постоянно подвергалась испытаниям.
Как-то Кристиану — Вону соблазнил и начал трахать студент-философ Ральф Итон. Парочкой психодуховных искателей он был направлен к Юнгу, после сеансов с которым благополучно покончил с собой.
Среди других любовников Кристианы, о которых она с удовольствием рассказывала своему Мансолу, были будущий президент Израиля Хаим Вейцман, философ (снова философ!) Альфред Уайтхед, психолог-суицидолог Эдвин Шнейдман, социолог Льюис Мамфорд и МНОГИЕ ДРУГИЕ. С любовниками своей любовницы Мюррей поддерживал дружеские отношения. Особенно с Льюисом Мамфордом, с которым состоял в переписке 53 года (с 1928 по 1981 год).

В 1927 году благодаря протекции Юнга, через нужных людей в Бостонском психоаналитическом обществе, специалист по курам Генри Мюррей становится заместителем директора основанной в том же году известным американским неврологом Morton Prince Harvard Psychological Clinic.
И сразу берет на работу в Клинику свою Аниму – медсестру Кристиану Морган.

В 1929 году Morton Prince скоропостижно умирает и Мюррей занимает его место, несмотря на то, что у него не было ни психологического образования, ни психоаналитической подготовки, только трехнедельная терапия у Юнга. Кстати, именно последнее обстоятельство служило пропуском в ту сферу, которую вообще-то Мюррей, мягко говоря, не жаловал. Позже в 1976 году в своем интервью он признается: » Я никогда не уважал психологию… Психология – это какая-то импотенция… Предлагается видеть все туннельным зрением» (Murray interview, June 18, 1976).

Вместе со своим товарищем Stanley Cobb, который тоже поклонялся Юнгу (в 1936 году Карл-Густав приезжал в США, где его опекал именно Cobb и настолько окружил его заботой, что даже самолично каждое утро чистил ему ботинки) они превращают Психологическую Клинику в экспериментальный полигон по проверке (подтверждению) юнговских идей. Ради этого они пожертвовали даже своим положением в Бостонском психоаналитическом обществе (БПО). Приезжающих из Европы именитых психоаналитиков без затей в обход БПО рекрутировали к себе на работу в Harvard Psychological Clinic и в Massachusetts General Hospital (психиатрическое отделение которого в то время возглавлял Кобб), соблазняя их высокими окладами и стабильным положением. В Бостонском психоаналитическом обществе очень плохо отнеслись к их сепаратистской возне и исключили из рядов психоаналитиков.

Парни не расстроились, продолжали наращивать силы. Именно в Harvard Psychological Clinic впервые в США появляются первые подопытные люди. Мюррей с ними обходится как со своими курами. Он настолько увлечен, что вечерами дома ставит эксперименты над собственной дочерью.

Между тем, медсестра Морган переходит на тяжелые наркотики и в 1934 году неожиданно придумывает тест на фантазии, который позже будет назван Тестом Тематической Апперцепции. А не просто, как потом будет писать, подбирала картинки, вырезала из журналов иллюстрации, перерисовывала по клеточкам понравившееся ей образы. Нет, именно она, а не Мюррей, придумала про вскрытие с помощью описаний картинок фантазии бессознательного (здесь не обошлось без обсуждения ее снов и видений с Юнгом). Именно она, а не Мюррей, впервые использовала СВОЙ тест тематической апперцепции, чтобы диагностировать анорексию у группы бостонских пациентов в Harvard Psychological Clinic.

А словечко апперцепция «придумал» поднаторевший к тому времени в терминологии спец по куриным яйцам Генри Мюррей. Помощь в составлении нескольких вариантов теста Кристиане оказывали разные художники, которых она лично привлекла к этой деятельности – Самуэль Таль, Nevitt Sanford, Frederic Wyatt, Jurgen Ruesch . Кроме того, она привлекла своих друзей-однокашников по учебе в Art Students League художников — Anatol Shulkin и Cecil Calvert Beall.

башне написали «научную» статью.
В ноябре 1934 года статья двух авторов-любовников под названием «A Method for the Investigation of Unconscious Phantasies» была послана в журнал International Journal of Psycho-Analysis, редактор которого Эрнст Джонс с ходу отверг ее на том основании, что мол, не существует в мире фрейдизма каких-то непонятных «бессознательных фантазий». Авторы не расстроились, быстро поменяли название на «A Method of Investigating Fantasies: The Thematic Apperception Test», и на всякий случай отослали ее в другой журнал Archives of Neurology and Psychiatry, где она благополучно была напечатана в следующем году.

В 1935 году —  в официальный год рождения ТАТ живущий в Бостоне французский скульптор Gaston Lachaise изваял обнаженную создательницу теста Кристиану Морган.

Все ранние публикации о ТАТ прямо указывают на первенство в авторстве Кристианы Морган. В 1938 году выходит отдельная «научная» статья самой медсестры-художницы. До 1941 года тест был известен под названием «Morgan-Murray Thematic Apperception Test». И вдруг неожиданно в 1943 году в Harvard University Press в свет выходит руководство по тесту, где в авторах значится «Henry A. Murray, M.D. and the Staff of the Harvard Psychological Clinic».  Его чудесница исключена  из авторов и записана в обслугу, в персонал чернорабочих, в «et al» … Что случилось? Объяснение нашлось только у самого Мюррея,  — Кристиана, мол,  сама просила снять ее имя, сославшись на состояние здоровья – гипертония, знаете ли, тяжелое заболевание (во как!!!)

Она перенесла это стоически, ведь Юнг учил – ее предназначение – самопожертвование. Она отказалась от авторства теста тематической апперцепции во имя ВЕЛИКОГО МУЖА, который  к тому времени вдруг стал доктором медицины и единственным создателем «самого сильного в мире клинического теста». Он тоже поступил «благородно» — признал участие Морган в создании его теста, которое заключалось в том, что часть (1, 3 BM, 6 BM, 12 F, 14 and 18 BM) картинок нарисовала она…

по материалам Интернета