Коммунизм на практике — это фактический и неукоснительный отказ от любых коммунистических тезисов: нас не интересует Ни партия (формальная или историческая); Ни собственно класс; Ни историческая материальность; Ни реальное движение; Ни диалектика; Ни итоги предпринятых волюнтаристских мер; Ни детерминизм; Ни что делать; Ни полностью автоматизированный коммунизм класса люкс; Ни солидарность; Ни классовая борьба; Ни диктатура пролетариата; Ни переходные стадии; Ни одно нет вместо многих да; Ни критика стоимости; Ни автономия; Ни ускорение производственных сил; Ни коммунизирующая активность; Ни примитивизм; Ни человеческое сообщество; Ни сеть; Ни читательский клуб; Ни братство или тайный орден; В первую очередь, нам безразличен марксизм.


Коммунизм не является фетишем. Как и не является он личным делом каждого, системой убеждений или набором принципов. Коммунизм — это не выражение «рабочего движения», а всего лишь его репрезентация. Коммунизм нельзя утвердить или поддерживать сознательным действием. Подобно системам образования, производящим непредумышленные последствия (начиная с полной безграмотности и заканчивая скованными жестами регламентированного бытия), спроектированное общество неизбежно вырождается в дисциплинарный архипелаг.


Если марксизм стоит на том, что форма определяет содержание… да будет так! Но всё же «форма» не сводима ни к институционализированным отношениям, ни к техническим (то есть заведомо реформируемым) структурам. Ко всему прочему, люди формально порочны; они ущербны; они гнусны; они агрессивны; они неустанно соперничают; они враждебны (к себе и всему остальному). Никакому другому животному не нужен коммунизм, чтобы удержаться от уничтожения своего жизненного мира. Далее, в свете самой формы человеческой порочности, извечной пружины сознания и неразлучного с ним восстания, напрасно ожидать, что освобождение так или иначе наступит по достижении структурного консенсуса между населением (то есть содержимым) и институтами (то есть формами). Куда там! Население (то есть форма) может существовать лишь в конфликте с институтами (то есть содержимым). «Коммунистическое» население существует не иначе как в трении с институтами «коммунизма». Всякая масса стремится нарушить и обойти правила установленных отношений, минуя любые институты. Поэтому традиция коммунизма, как «вдохновляющий» набор «коммунистических» ценностей, чересчур узка, чтобы сдержать весь натиск истории человеческого общества. Порочность, суеверность, жестокость, непримиримость, тёмную сторону души человека не удастся «интегрировать» в коммунистические отношения, и уж тем более не получится её реализовать или «подчинить», как и попросту отрицать или подавлять.


Конформистское поведение не возникает как фактор устойчивости социальных отношений. Куда там! Цель и функция устойчивых социальных отношений в том, чтобы гарантировать структурную рассогласованность на уровне масс в вертикальном и горизонтальном плане, и даже порождать противоречия. Человеческая история, с её длительностью и охватом, плюс доисторическое во всём его масштабе должны обязательно вернуться — сразу в форме и содержании, как нелинейные, самопрерывающиеся отношения. Либо возврат наличными.
Необходимо принять и проработать даже самые ужасающие эпизоды прошлого. При этом возврат подавленного и вытесненного (процесс пермиссивной десублимации) не может осуществляться на собственных условиях. Всё, что возвращается, возвращается не как выражение своих исходных условий, а как форма «коммунистических» отношений, опаляющих коричневый жир возможности, наеденный ими в преддверии спячки. Тигры прошлого прыгают через просвет в настоящем, обнажив свои бумажные клыки и когти, пробуждение кракена как вздох, нашествие чумы как приступ насморка. Короче говоря, зашитый в железо набор доступов, структурирующих устойчивость как набор отношений, опрокинет детерминанты, вложенные Блейком в Призрак Блохи: мстительные призраки вынуждены проявляться как аватары земного.
Тысячи лет могучие крейсеры бороздили пустынные окраины пространства, пока наконец не рухнули под отчаянные вопли на первую попавшуюся планету — и так уж вышло, что это была Земля, — где, в результате досадного просчёта в масштабах, весь боевой флот нечаянно проглотила крохотная собачонка.

Фра Дюпон. Фрагмент «Почему нигилистический коммунизм дистанцируется от коммунистической традиции?»

Онтология революции: человек и его родовая сущность