Можно ли считать совпадением, что читая Йохана Хейзингу о культуре Нидерладндов 17 века, потянулся рукой к аудиокассете с записью нидерландского коллектива Exmortes? Альбом 1989 года «Fuckin’ Nightmare» представляет собой зловещую смесь барабанной дроби на чемоданах и басовой струны, натянутой на штакетину от забора. Вой и смехуёчки человека по имени Jan List в шипящий микрофон дополнял какофонию мрака.
Следует отметить, что книгу «Культура Нидерландов» Хейзинга написал во время гитлеровской оккупации, дабы напомнить своим соотечественникам, о героическом и прекрасном прошлом своей родины. Тогдашние нидерландцы испытали некую неловкость перед бомбардировками своих городов и спешно сдались Гитлеру, оставшись пребывать в состоянии мрачной апатии. Хейзинга попытался взбодрить соотечественников, оставив нам прекрасную книгу. Спустя три сотни лет после описываемых им событий, т.е. после великих флотоводцев и сыновей моряков, после отзвучавших гимнов благородных семейств ван Гейт, ван Бракелов и Вассенаар-Обдам, будто с полотна Веласкеса, оставив на холсте курильщиков, пьяниц и бахвалов «сдавать Бреду» испашкам, сходит к нам некто Jan List и начинает поносить на чём свет стоит сатану, небо и своих соотечественников.
В качестве иллюстраций была выбрана примитивная наскальная живопись младшего поколения городских обезьян, которую то оставляло в обосанных подъездах северной Европы конца 20 века.
Ян Лист музыкально безумствовал два года, за это время он издал три семидюймовки и засветился в проекте Gomorha совместно с Theo Loomans (покончил с собой в 1998) — будущим бас-гитаристом Asphyx.
Дальнейшая его судьба неизвестна, возможно, Ян Лист открыл киоск и торговал в нём сигаретами. Музыкальные историки видят здесь перед собой огромную чёрную дыру, в которой пульсирует ёбаный кошмар, зажженный Листом в 1989, наверное самом лучшем для музыкального андеграунда, году.