Одна из последних вещей, которую написал Дебор за три дня до того, как свести счеты с жизнью, было письмо издателю посмертного собрания «Договоров» — соглашений, «в которых все противоречит закону, и именно в этом их соль». Дебор говорит, что у него есть идея, как оформить обложку «Договоров»:
«Это будет карта марсельского таро, на мой взгляд, самая загадочная и красивая — шут. Мне кажется, она неявно добавит ассоциацию с искусством манипуляции и очень кстати напомнит о бесконечной таинственности фигуры шута».
В предисловии к «Договорам» приводится испанская поговорка: «Давайте жить, ведь осталось всего два дня». «Этот принцип, — добавляет он, — разумеется, плохо помогает в финансовых спекуляциях».
Дебор сам походил на шута: проказливый, с налетом таинственности, он источал едва заметную угрозу. Наверное, это странно звучит, но в наше время шут вполне мог бы стать символом бунта и сопротивления: лукавый и веселый, умный и озорной, изгой и придворный паяц. Во времена Средневековья шуты считались хранителями тайных знаний. Шут способен был жить как в обществе интегрированного спектакля, так и вне его. Ловкий фокусник, он легко водил толпу за нос, равно как и отыскивал новую и утраченную мудрость. Карта «шут» — одна из старейших в колоде таро. Точно неизвестно, откуда ведут происхождение карты таро. На авторские права претендуют цыгане, евреи, суфии, масоны и еще масса религиозных и эзотерических групп. Карты таро отсылают нас к Евангелиям и Откровению Иоанна Богослова, а также к каббале, астрологии и тантрическому учению. Из этой сложной melange и произрастает «Марсельское Таро» с главной картой в колоде — шутом/колдуном/плутом.
Шут указывает на начало человека, поднимающегося в гору. Для него нет ничего невозможного, и плутовство — род его профессии. Подобно любому колдуну, он с помощью жестов и слов создает иллюзорный мир. Ловкие руки вводят нас в обман, порождающий двойственность. Подманивая нас фокусами, заставляя подойти поближе, он хочет увести нас за пределы видимой реальности. Внушает нам чувство неловкости. Он выглядит чудаком и мало походит на мошенника. Возможно, ему даже известны главные секреты бытия. Тайны гармонии, помогающие исполнить наше предназначение.
На обложке «Договоров», так же как и на марсельской карте, изображен классический шут — молодой человек со светлыми кучерявыми волосами в трехцветной — красно-сине-золотой — одежде менестреля. На голове у него большой свисающий набок колпак, который придает ему, сосредоточенный и самоуверенный вид. Он стоит возле деревянного стола, держа в руке что-то красное — не то волшебную палочку, не то обычную палку. На столе разложены разные предметы, его реквизит: стекла, ножи и монеты. Стекло символизирует жажду, основная его составляющая — вода, олицетворение знаний. Ножи отсылают к мечам, эмблемам воздуха, активности и отваги, палочка — к жезлу, образу огня. Монеты из металлов, содержащихся в земляных недрах, ассоциируются с землей. Шут бесстрашно шагает по дорогам, на которые вы попадаете после долгих поисков, ни на минуту не забывая, что все великие революции совершаются во имя мира и любви.
Совсем не случайно Дебор решил попрощаться с миром, поместив на обложке своей книги символ творения и начала, прощание — это дебют, использованный шанс. Последнее: заклинание, последний взмах красной волшебной палочки.
Это был отрывок из книги Энди Мерифилда «Ги Дебор». Насколько точно было выполнено завещание великого ситуациониста и кто подменил Шута на Мага? — сравнивайте, анализируйте и будьте очень осторожны!
p.s. Расследование показало, что в оригинале завещания, да и в книге Мерифилда говорится о Le Bateleur. В заблуждение русскоязычного читателя вводит переводчик. Остается выяснить — для чего?!