Параллельно с придворно-расписным казачеством, всегда существовало казачество хаоситское. У них был свой особенный быт и отличные от общепринятых на Руси правила и традиции; своя вера и даже своя этика.
Вот, к примеру, институт брака. В то время, как у всех верноподданных Империи были семьи, или хотя бы стремление к семейной жизни, некоторые казаки, по донесению инженер-генерал-майора кавалера Александра Ригельмана «не имели жен и терпеть их не могли». Донесение это датируется 1778-м годом. Инженер этот объяснял такую неловкость кочевой жизнью, дескать, чтоб ничего не удерживало.
По той же, якобы, причине некий казацкий круг постановил избивать новорожденных детей до смерти, если вдруг какой казак спутается с девкой, и та от него понесет. Много позже, когда эти казаки осели, то детей «мужецкого полу» оставляли в живых, а девочек по-прежнему «в воду метали».
Но даже и тогда, когда беспокойное казачество стало обзаводиться семьями, делало оно это на свой манер. Существовал, так называемый, казацкий брак «на майдане». Происходил он следующим образом: казак выбирал себе жену, приводил ее на майдан и говорил: «Будь моей женой!» Она же ему отвечала: «А ты будь мне муж». Ни государственной регистрации, ни поповского венчания!
Развод происходил таким же образом. Казак просто заявлял перед всем майданом: «Вот, честная станица, она мне больше не жена!» Или вот так: «Мужия, братья, верные казаки, я сию жену несколько времени имел; она мне всегда была услужлива и верна, и, кто теперь желает, может ее взять». Община выслушивала и соглашалась: «В этом твоя воля». Разведенную женщину тут же брал себе в жены другой казак. Прикрывал ее полой своего кафтана: «Будь теперь моей женой!»
Конечно, официальная имперская религия пыталась как-то навязать казачеству свои услуги, выставляя его одним из оплотов государственности и православия. Но следовало бы помнить, что несмотря на появление попов на Дону, браки по-прежнему совершались на майдане, а венчание происходило вокруг верб! Мало того, Стенька Разин прямо запрещал допускать священников до брачующихся, а самим казакам рекомендовал не ходить в храмы (рекомендация в приказном порядке), а венчать пару вокруг верб.
И только лишь в период правления Петра I стал внедряться обычай церковного венчания, хоть «вербного» венчания казаки и не забросили и венчали по-своему вплоть до 19-го в.
Хаоситское казачество славилось своей распущенностью — «где хохол утерпит, казак — нет». Существовал специальный день — Иванов, когда свобода полового общения достигала своего пика: в этот день вешали в лесу куклу Маринку и предавались безудержному веселью, уединяясь парочками «по за кустами». Куклу эту нужно было выкрасть, но выкрасть незаметно, т.к. «вора» избивали нещадно — такие развлечения — жестокие и безудержные. Зачем рисковать своим здоровьем, похищая это чучело, — нам не удалось выяснить.
Именно хаоситское казачество извратило традиционную форму семьи, породив интересный способ скрывать внебрачные отношения — кумовство. Так «Донская газета» (1875,Новочеркасск) сообщает: «если кто подумает рот разинуть насчет их (полюбовников) поведения, то достаточно одного слова: чего ты кричишь, подумай, ведь она ему кума». Хорошая, устойчивая половая связь между кумовьями считалась благоприятным условием для жизни и здоровья крестника.
Традиционная форма семьи никак не внедрялась в своевольный казацкий быт. То детей топили, то женами обменивались, то и вовсе от жен отказывались, но когда казацкий круг все-таки приняли брак и семью, то женихались уже с 11 лет, а женились в 12-14 лет. «Жена может быть старше, когда муж вырастет, тогда он живет либо с невесткой, либо с соседкой».
Хаоситское вероисповедание и обрядность Того казачества включали в себя такие оккультные элементы, как ритуальный каннибализм, обрезание и волхвование. Известный способ зачать жене, которая страдала бесплодием: сожрать отпавшую пуповину новорожденного, к примеру. А в свадебные дружки всегда старались приглашать самого сильного колдуна. «Ведуны избирались из славнейших и опытных еретиков, но более всего старались для сего отыскать упыря, рожденного от ведьмы…» (Кирсанов). И если упыря еще поискать нужно было, то в еретиках недостатка не было. Многие, даже не хаоситские казаки были членами тайных мистических сект, так что уже если казак не старообрядец, то еретик — всенепременно. Казаки,которые чтили Тору и практиковали обрезание, много позже пополнили собой общины «субботствующих».
Говоря современным языком, обмен женами, педофилия, гомосексуализм, ритуальный каннибализм и мракобесие — вот составляющие хаоситского казачества.
Нет, конечно, существовало казачество, которое за царя, веру и отечество, это мы не отрицаем, но нам интересно именно хаос-казачество.
Говоря о возрождении традиций казачества, всегда нужно уточнять — каких именно.
P.s. До сих пор существует удивительный хаос-казацкий обычай: на казацкий спас нужно умудриться справить «большую нужду» в сапоги атамана, да так, чтоб он того не заметил. Шутка считается удавшейся, если проснувшийся с большого похмелья и «потерявши память» атаман, в изгаженной обуви отправится к кому-нибудь в гости.
пастор Виктор Рамбуйе