Где место того, кто потерялся в неисповедимых путях наслаждения? Где оказывается тот, кто утрачивает память, разум, речь? Понятно, где. В сумасшедшем доме, в бедламе. О бедламе история приключений Незнайки на Луне умалчивает, а вот о бредламе речь в ней идет. Бредлам не имеет ничего общего с бедламом.

Нужно сказать, что все богачи, жившие в лунных городах, объединялись между собой в сообщества, которые назывались бредламами. Так, например, существовал сырный бредлам, в который входили владельцы сыроваренных фабрик; сахарный бредлам, объединявший всех сахарозаводчиков; угольный бредлам, объединявший владельцев угольных шахт, и так далее. Такие бредламы нужны были богачам для того, чтобы держать в повиновении рабочих и выколачивать из них как можно больше прибылей. <…>. Помимо отдельных так называемых малых бредламов, существовал один так называемый большой бредлам, в который входили представители всех остальных бредламов. Председателем большого бредлама был господин Спрутс.

Незнайка как тот, кому нечего терять, кроме своего незнания, не мог, конечно, входить ни в какие бредламы. Вот и развязался прямо-таки бред вокруг Незнайки в павильоне России на международной выставке Экспо-2010 в Шанхае. Выставки Экспо, которые проводятся аж с 1851 года, демонстрируют всемирные достижения капитализма, индустрии, науки и техники. Символом российского павильона на смотре в Шанхае стал Незнайка. Скандал для начала вышел с переводом его имени на китайский язык. Если на английский имя Незнайка с горем пополам переводится (Dunno, или Know-Nothing), то на китайский устроители смотра достижений Всемирного Бредлама его перевели как Xiǎo Wúzhī, что в обратном переводе на русский означает «маленького невежду». Маленький невежда точно не является носителем духа всеобщей эффективности. Он никак не вписывается в технонаучную парадигму, которой движет, как следует из доклада Жана-Франсуа Лиотара, «скорее желание обогатиться, чем познать».

rus_expo

Скандал с фигурой Незнайки продолжился, когда о «маленьком невежде» как о символе России, узнал ее президент, Дмитрий Анатольевич Медведев, знаменитый сторонник эффективности во всех бредламах. Будучи сторонником Знайки, президент был возмущен «подменой инновационного потенциала и модернизационных амбиций Новой России небылицами по мотивам сказки Н. Носова о Незнайке». Вновь книга оказалась противопоставлена жизни. Вновь дух всеобщей эффективности чуть было не одержал верх. Вновь Незнайка был приписан сказкам и небылицам, а модернизационные амбиции — правде жизни. Однако «сказочный» герой пережил и эту ситуацию. Вопреки приказу президента избавиться от Незнайки, он так и остался символом российской «модернизации», тем самым указав на бессмертие нарративного знания во времена Большого Бредлама.

медведев

источник слова живого или 9 глава статьи Виктора Мазина «Не с луны свалился я»