Долгое время в центре Воронежа была воронка, огромная дыра, откуда выкатывался на свет советский воронежец и куда его закатывали после смерти. До Революции на этом месте стояла мельница и перемалывала рабочего в муку и капитал. После Революции рабочий класс упразднил мельницу и вырыл котлован.
Город рос, понадобился котлован побольше и тогда, нагнав техники, выкопали дыру, размером с озеро, как раз затопив бывшие помещичьи поместья, что стояли старым миром посреди страны Советов. Эту бездну назвали Воронежское водохранилище.
А старый котлован решили застроить универмагом, дав ему название РОССИЯ. Универмаг был открыт в 1986 году. Как раз начиналась «Перестройка». Возле «России» толклись мелкие жулики и спекулянты, отражая масштабные процессы в стране. Здесь перекупали золото и награды, виниловые пластинки, джинсу и пр. На лавочках перед входом появились первые Интердевочки (позже они переместились в «Кольцо»). Крутились наперсточники и карманники. Стоял с весами и в белом халате мужичок, которому мой одноклассник Роман «Анальгин» сбывал выкрученные из подъездов лампочки. Мужичок скупал их по 50 копеек и тут же предлагал померить силу, рост и вес. «Анальгин» не интересовался своим весом…
«Россия» была местом встреч влюбленных и вообще, если говорили о центре города, то подразумевали «Россию». «Встречаемся у «России» или «напротив «России», объясняя кому-либо как добраться до нового центрального коопторга или Центрального рынка, говорили «за «Россией» или «не доходя «России». Возле «России», в 14-ти летнем возрасте я выиграл у жуликов восемь рублей, конечно, они дали мне выиграть, понимая, что взять с меня нечего, а использовать как наживку для доверчивых граждан — можно. Выиграв, я приобрел четыре пластинки, о чем похвалился маме, а она сказала, что нужно быть аккуратней возле «России».
Мама зрила в корень. Как-то возле «России» меня «товарнули» гопники, окружив плотным кольцом и спросив с какого я района. Названный район им понравился — «Девятка — мать порядка!» Откупился от них мелочью.
Вобщем, «Россия» и ее окрестности жили точно так же, как и страна.
В 2009-ом «Россию» решили снести, вобщем-то и той страны уже не было, точнее, название осталось, но строй и общество сильно изменились. Богатые богатели, бедные беднели, у власти были какие-то чужие, не принятые большинством народа силы. Возможно, именно эти силы решили воздвигнуть вместо «России» — Галерею Чужого. По первоначальному своему замыслу галерея должна была реализоваться как несколько стеклянных яиц и один многоэтажный фаллический блок.
Но что-то передумали архитекторы. Отказались от яиц.
Просто один огромный фаллос из стекла и бетона с прилегающими прямоугольными торговыми помещениями, стоит галерея на историческом здании 19-го века, которое только и отстояли от власти капитала местные краеведы. Здание отстояли, а страну просрали, да и здание это сохраненное — дом купца.
Официально это — Галерея Чижова, но язык нет — нет, да повернется назвать ее Галереей Чужого. Нехорошее место. Тянет сюда всяких бестолочей — к невкусной пластиковой еде, к офисным помещениям, к тупому хождению по этажам, которые напоминают круги ада, — чтоб привык бывший советский человек к преисподней.
Капитал агрессивен, тотален, безжалостен. Раньше, чтоб жить немного лучше, чем остальные нужно было «вертеться», сейчас нужно стать экономически активной единицей, чтоб выжить. Захватническая суть Капитала очень хорошо выражена уже не фантастическим Чужим — инопланетной особью, выживающей в любых условиях и уничтожающей все на своем пути. Мы вступили в новую эру глобального Капитала. Всему назначена цена, и все лежит на прилавке, готовое пуститься в круговорот товарно-денежных отношений. Здесь уже нет неконвертируемых знаков, все оценивается всем.
Над страной моей родною
Встала Смерть
Андрей Белый