Пару лет назад в моем лексиконе появилось слово «дребезда». Я его взял из статьи Павла Пряникова, где он описывал нелицеприятные и малоизвестные факты из жизни Есенина. Суть в том, что наш поэт до революции состоял в организации «Общество художественной Руси», созданное Охранкой для повышения градуса патриотизма. Общество проводило «Русские вечера». Это было совершенно фееричное зрелище.

«На эстраде – портрет Кольцова, осенённый жестяным снопом и деревянными вилами. Внизу – два ржаных снопа и полотенце, вышитое крестиками. Бубенцы. Городецкий выходит на сцену и бьёт в этот тамтам. Голубая или алая косоворотка. Выходит Есенин. Золотой кушак, плисовые шаровары. Волосы подвиты, щёки нарумянены. В руках – пук васильков, бумажных.Клюев спешно одёргивает у зеркала подёвку и поправляет пятна румян на щеках. Глаза его густо, как у балерины, подведены. На груди полуфунтовый медный крест на толстой цепи. Клюев выплывает на сцену и начинает:

Ах, ты, птица райская
Дребезда золотопёрая.

Затем вышел Алексей Ремизов в длиннополом сюртуке. Потом вся братия заладила:«Напрасно изгиляется Вильгельмище, сидя за буераками. Пришёл час, вздрогнула скуфья стопудовая, блеснули отмычки золотые во персты сахарныя, во весь рост поднялась Матушка-Россия».

http://ttolk.ru/2014/11/24/как-царская-охранка-в-1915..

Описание этого картонно-клюквенного патриотизма произвело на меня неизгладимое впечатление. Я раз за разом воспроизводил в голове этот безумный фарс, и не знал смеяться мне, или ужасаться происходящему. Если неглупые и даже талантливые люди опускаются до такого, значит, общество даже не больно, оно уже умерло. И это безумие тех, кто не выдержал зрелища его смерти.

Вот примерно это я вложил в понятие дребезда. Это даже не ложь, а эдакая сделанная на коленке эрзац-пропаганда, поражающая своей бессмысленностью и беспощадностью.

Дребезда есть окончательный маразм и безумие режима. Если вы попросите меня представить его визуально, я опишу так: горящий город, мечущиеся в панике люди и шут в мантии короля, который строит гримасы, больше похожие на боль. Но империя вскоре рухнула, а дребезда осталась. Мы её видели на рубеже 80-90-х, в жалкой и смешной советской пропаганде. Мы её видим и сейчас.

Ярчайший пример — недавно прошедшее байк-шоу «Ковчег спасения», которое организовал выдающийся антифашист и антирусофоб, человек с прекрасным ликом архангела Михаила. Речь, конечно, о Хирурге, вожде «Ночных волков», главном байкере всея Руси. Вот что пишет Леся Приморская в своем блоге об этом зрелище:

«Шоу начинается с художественной декламации в исполнении байкера Хирурга. Он пугает зрителей непроглядным мраком, который «поглотит сверкающие участки Вселенной».«В этот гибнущий обреченный мир, в это античеловечество, встраивают Россию. Она сопротивляется, обливается слезами, мычит, похожая на корову, которую тащат на бойню», – вдохновенно рассказывает Хирург.

На сцене мужчина в тельняшке и с певцами российского Черноморского флота за спиной начинает петь про задержанный рейс до Донбасса. Под завывания певца «Донбасс, вперед!» выезжают БТРы с флагами «ДНР» и «ЛНР». Автоматчики на броне пускают очереди в ночное небо.…

Хор Черноморского флота поет про матушку-Россию, с которой «все святые». На сцене поджигают скульптуру из крыльев, колеса и якоря. Якорь стальной и не горит. Пожилой рэпер поет о том, как сначала он стоял за Петра, а после им дорожил Суворов.

Песню сменяет декламация Хирурга о царе-помазаннике и пожаре мировой революции. По сцене ездят красноармейцы с гармошкой на грузовике.

…Апофеозом звучат слова Хирурга о России, которая должна «встать над миром пятой империей».И вновь вскипая огненными бродами, неся Донбасс, Пальмиру, Карабах, и тянем за собою нашу родину, в империю на сцепленных зубах», – декламирует Залдостанов на фоне российского герба.

Точку в речи Хирурга ставят автоматчики, дающие длинные очереди в многострадальное небо Севастополя. Звучит гимн СССР. Начинается фейерверк. На пионеров сыплются золотые конфетти.Зрители, окрыленные имперской идеей, пьют водку, слушают Кипелова и переполняются величием в оккупированном «городе русской славы». И если это не ад, то достаточно близко к оригиналу».

http://ru.krymr.com/a/27925254.html

Эта дребезда и рядом не стояла с клюевско-есенинской. Она воистину масштабна и беспощадна к нашему мозгу. Это безумие, поражающее своим космическим размахом и космической же бездарностью. За прошедшее столетие Россия так и осталась полупериферией, сырьевым придатком Запада, но в умении создавать дребезду, наши патриоты превзошли сами себя в несколько раз. Конечно, тут роль играет бюджет. Клюевско-есенинский фарс был малобюджетным трешем, в случае с байкерами мы видим треш голливудского масштаба. Это, кстати, явление одного порядка с нашими бездарными блокбастерами нулевых. Это апофеоз падения путинской империи. Подобные вещи должны повышать патриотизм, но когда мы видим за декорациями горящие руины, все происходящее, наоборот, лишь подчеркивает абсурдность и ужас того, что творится вокруг.

Наша страна глубоко больна, она умирает. Нам, как никогда нужны перемены, нужен диалог, серьезный разговор о том, как жить дальше. А вместо него власть выталкивает перед толпой Хирурга, что дребездит шутовскими колокольчиками, обезьяньими ужимками пытается нас отвлечь. И это не смешно. И даже не абсурдно. Это чистый незамутненный метафизический ужас. Хайдеггеровский Angst. Но это значит, что всё кончено. Если им больше нечего ответить, то системы больше нет. Есть лишь голый король и дребезда.

Лишние люди