Приближение к манифесту дигитального реализма

Сегодня в «Facebook» видел запись с критикой художника, сделавшим инсталляцию с трансформацией сырых глиняных бюстов, но не умеющим лепить лица. Вадим Руднев в «Новой модели времени» пишет, что сейчас время «нового трагизма» — переживание Рока на фоне интернет-апокатастасиса (пост-постмодернизма). Чувствуешь время — когда убываешь. Анализ первобытного искусства (по В.Б. Мириманову) даёт нам такую спиралевидную схему его развития: фигуральное — иконическое — символическое — цифра — фигуральное… Можно приложить и к искусству вообще. Сейчас цифра уже ушла в расход к дельцам-лекторам и художникам-временщикам, потыкая капиталистическому видению социальных статусов, а фигуральное уже давно стала объектом тоски молодёжи (пусть даже в виде симпатии к воинствующими твёрдым формам и оберегании комфорта ума в эскапизме и идиотизме). Нам просто необходима задержка и сопротивление. Может быть, не лучший пример, но, кажется, первым нащупал эту проблему театр «post». Время не остановишь. Когда я позвонил другу детства за поддержкой изнутри измождения, он на прощание попросил передать привет моему отцу. Или: иду ночью по улице, а пьяная девка, как ни в чём не бывало, проходя мимо ментов, начинает орать романс: «Сердце бьётся всё чаще и чаще, И я говорю не впопад: Я такой же как ты — пропащий!..» Жизнь-отец щедра, но беспощадна, справедлива-логична, но своевольна. Как же сделать шаг назад? Это следующий вопрос, сначала нужно понять, что его делает. Это творческий интеллект — сперма и прямохождение. То есть — то что нам нравится ведёт нас к своей (подчёркиваю — своей) смерти (Ч. Буковски). Когда я стреляю у отца сигарету он говорит: «Мне не жалко. Но! — убывает».

Теперь о том всё-таки как сделать этот шаг назад. Могу говорить пока только за литературу. Мне кажется, что натурализм должен быть в самом поверхностно-обнаруживаемом — в описаниях, диалогах, повествовании, — но фрустрация (т.е. — композиция) — цифровой удел своего умирания, изнутри своей экзистенции, в своём автобусе с тенями. Говорит — обёртка. Только отчаяние может завести человека в изощрённый религиозно-кукольный пластилин гиперреализма и симулякров. Программирование — суть настоящая поэзия, так как стремится к невозможному — к индивидуальному языку.

Тимофей Усиков (комментарии и предложения — направлять по адресу usikovt@gmail.com)