Все ближе продвигаются к их «дому» лесоразработки, совсем рядом уже рубят и выжигают под поля джунгли соседние племена. Мы убеждены, что скоро — это вопрос не лет, а месяцев — в лес придут люди, куда менее дружественные, чем мы. Лес в опасности, и не случайно мы начали с того, что стараемся убедить правительство объявить его заповедником. Конечно, ученые хотят изучить племя тасадай. И я в их числе. Но прежде всего надо защитить племя от возможных бед, а уж потом можно подумать и о науке. Как считает Фокс, изучение племени тасадай манубе может внести немало нового в наши взгляды на жизнь первобытных племен, на пути их развития. Мы постараемся помочь племени тасадай, но и самому племени есть что внести в общую сокровищницу человеческого опыта, — ту гармонию, что свойственна его отношениям с окружающей средой, с другими людьми, с жизнью.
Мануэль Элисальде, филиппинский этнограф (!) (журнал «Вокруг света», 1972)
В 1986 году группа журналистов тайно посетила тасадай. В пещере они никого не нашли, зато увидели, что племя живет в деревне неподалеку, носит футболки и джинсы, и ведет хоть и примитивный, но отнюдь не первобытный образ жизни. Оказывается, что их «первооткрыватель», филиппинский чиновник Мануэль Элизальде, заплатил местным фермерам, чтобы те сыграли роль псевдопещерных людей.
В 1983 году, после убийства оппозиционного лидера Бенигно Акино, Элисальде («богатый филиппинский политик»! — wiki) бежал в Коста-Рику, забрав 35 млн долларов, собранных для помощи тасадай, из благотворительного фонда возглавляемой им правительственной организации по защите коренных народов ПАНАМИН. В 1988 году Элисальде вернулся на Филиппины, в 1993 году был назначен послом в Мексику и умер от лейкемии в 1997 году.
Экологический музей Ле-Крёзо-Монсо в замке Ла-Верерье. Построенный в 1786-1787 годах замок в 1838 году был продан семейству Шнейдер и затем перестроен в резиденцию и деловой центр. Сегодня здесь размещается обширная коллекция, посвященная черной металлургии и «империи Шнейдера», чей след хорошо заметен и в российской истории. Конусовидные сооружения во внутреннем дворике когда-то были стеклодувными печами; а затем одну из них перестроили в крошечный театр.
Пещера Ласко относительно небольшого размера: совокупность галерей имеет длину примерно в 250 м при средней высоте в 30 м. Расписанная часть пещеры находится в основном в верхней части системы.
Удивительно, но как вспоминает Дерош Ноблекур, Рамсес Великий покинул Египетский музей в Каире под охраной полка солдат под командованием египетского генерала по имени… Рамсес! Пилот специально подготовленного для перевозки фараона военного самолета по просьбе сопровождавших владыку Обеих земель египтологов из Лувра и Египетского музея пролетел над пирамидами Гизы, около которых по его приказу был возведен храм солнечному божеству. На аэродроме во Франции царя Верхнего и Нижнего Египта встречали со всеми почестями, полагающимися правителю иностранного государства, несмотря на то, что он правил около 3200 лет тому назад. Почетный эскорт по пути в Музей Человека проследовал через площадь Согласия, на которой возвышается обелиск, воздвигнутый когда-то Рамсесом перед Луксорским храмом.
Для мумии оформили современный египетский паспорт, а в графе «род занятий» написали «король (скончавшийся)».
Но если экспорт капителей действительно был актом своеволия, и если Клойстерс в Нью-Йорке все-таки является искусственной мозаикой всех культур (в соответствии с логикой капиталистической централизации ценностей), обратный вывоз к «изначальным местам», в свою очередь, насквозь искусственен: это абсолютный симулякр, который догнал «реальность», совершив полный оборот.
29 августа 1911 года «последний американец» был обнаружен рядом с городом Оровилл. Здесь шериф полиции до полного выяснения вопроса о личности задержал его и поместил в камеру для душевнобольных. Через несколько дней к индейцу приехал антрополог Томас Уотермен, впоследствии ставший постоянным спутником и близким другом Иши.
Вместе с Уотерменом Иши уехал в Музей антропологии при Калифорнийском университете в Сан-Франциско, где и прожил до своей смерти от туберкулёза в 1916 году. Благодаря активному сотрудничеству индейца с учёными, им удалось фрагментарно восстановить язык и фольклор яхов, а также получить многочисленные сведения о повседневной жизни племени.