В 1920-е годы революционеры рассчитывали на скорое торжество коммунизма на всей планете. В 1960-е — уже только на создание фронта сопротивления в третьем мире. В меланхоличные 80-е речь шла лишь о «временных автономных зонах», под которыми подразумевались сквоты, интернет, пиратские радио. Это понятие придумал Хаким Бей, знаменитый оракул, мистификатор и родоначальник анархо-ориентализма. Отдавая дань уважению Хаким Бею, лично я долго связывал термин «анархо-ориентализм» не с ним, а с Питером Ламборном Уилсоном, — но только с появлением русского сборника в издательстве «Гилея», под редакцией А. Цветкова и А. Тарасова, узнал, что Хаким Бей и П.Л. Уилсон — одно и то же лицо.

Питер Ламборн Уилсон пишет спокойно, почти научно — о диких до-земледельческих племенах, которые жили собирательством и охотой. У них не было государства, работы и насилия. Если же постоянно происходили войны, то они являлись институтом уравновешивания сил и обмена, который приводил к рассеиванию централизованной власти. Само собой, большое значение в жизни такого первобытного общества имели растительные наркотики.

История знакомства русских с Хаким Беем — небольшая, но энергичная. В какой-то момент всеядный Александр Дугин, записывавший в ряды своих предшественников всех современных интеллектуалов Запада, еще в 1997 году, удивил своих читателей пропагандой Хаким Бея. На это альманах «Новый Нестор», который издавал Дмитрий Костенко, отреагировал следующей репликой:

«… Суть учения Хакима Бея можно свести к следующим положениям:

— Каждый анархист должен носить тюрбан.
— Каждый анархист должен курить гашиш.
— Каждый анархист должен ежедневно иметь в попу мальчика в возрасте до 15 лет.

Александр Дугин чудовищно извратил революционное учение Хакима Бея, после чего его основные положения стали выглядеть таким образом:

— Каждый русский патриот должен носить тюрбан.
— Каждый русский патриот должен курить гашиш.
— Всякий истинно русский должен ежедневно содомизировать мальчика не старше 15 лет».

В отличие от своей ипостаси П.Л. Уилсона, Хаким Бей не пишет, а поет и пляшет. В «автономных зонах» сетевого Амстердама выложены практически все его работы, среди которых впечатляет, например, трактат, состоящий из псевдорекламных афоризмов и слоганов — «Марксизм-штирнеризм», «Тантрическая порнография», «Цепи закона разбиты», «Воображаемые шииты-фанатики». В «гилеевской» книжке это называется «поэтическим терроризмом» и объясняется как: «Дикие пляски в коридорах круглосуточных компьютерных банков. Всполохи пиротехнических дисплеев. Садовые статуи, земляные сооружения, как странные, чужие артефакты, разбросанные в городских парках. Взламывайте дома, но не воруйте, а подкидывайте объекты поэтического терроризма» (с.40).

Текст часто сложен, но сознателен и конкретен до последней буквы, а местами переходит в сюрреалистическую словесную вязь. На удивление адекватный перевод «Гилеи» доносит даже такие нюансы смысла, как «по всему миру люди покидают Сеть Отчуждения или «исчезают» себя из нее».

Комментарии в книге не академичны, наоборот, временами они так многословны, что, прямо с полей, вступают в спор с автором.

Еще одно доказательство, что русские анархисты понимают западных с опережением. В первом русском издании даже не пришлось публиковать «Временную автономную зону» — все уже понятно — так что сразу пошли «Постоянные автономные зоны». Датированные 1993-м годом. И мне кажется, что и «поэтический терроризм», и «искусство-саботаж» нам уже тогда были знакомы. Разве не о них писали Осмоловский и Пименов? Разве не тот же джихад осуществлял их «сумасшедший разведчик»? Интонация очень похожа, и даже угадывается вкус к язычеству и Хаосу. Так что, возможно, теория культурных заимствований снова не работает, и уместнее предположить, что по нашим континентам ходят одни и те же «волны»?

К концу 80-х в прошлом остался new age. Более-менее понятно, что чувствовали тогда левые, — в момент падения Стены, открывавшем путь безграничной экспансии рынка, в то время, когда капитализм прорывался на Восток. Но уже можно было предвидеть, что следующим рубежом сопротивления окажется ислам — поэтому впервые у Хаким Бея революция и «джихад» выступают как синонимы.

В Постоянных атономных зонах» он пишет: «Какие-то из трещин в Вавилонском монолите настолько пусты, что целые группы могут проникнуть в них и там поселиться» (с.64). Это было иллюзией, и иллюзия рассеялась всего лишь через три года. А сейчас мы тем более можем видеть, как исчезают сквоты, пиратские масс-медиа, интернет, третий мир, — тогдашние Временные и Постоянные автономные зоны. «Основатель айкидо умел увертываться от пуль, но никто не в силах уклониться от такой силы, которая занимает все тактическое пространство целиком» (с.36).

Подобно Хаким Бею, нам снова нужно открывать свои, как Временные, так и Постоянные автономные зоны.

Олег Киреев

Опубликовано в рассылке (mailgetto № 96 от 30.11.2002) сайта «getto.rema.ru — политика. культура. анархо-ориентализм».