Сosmoscow — это не про современное искусство вообще, если что. Это выставка дойных коров, с которых ушлые галеристы пытаются урвать себе творожка, вспучивая и просовывая им в кошельки некое подобие кухонного дизайна. Жёны провинциальных олигархов и князьков удовлетворённо пищат, предвкушая изумление не-таких-образованных подруг. А мы -то какие модные! Разбираемся в современном искусстве!
Слишком много спекуляций вокруг понятий «современное» и «искусство» породили вполне себе определённый рынок, где товаром выступает не-товар, а предметом искусства служит критерий неуместности размещения этого предмета в галерее/музее. Но рынок совриска оторвался как от современности (такому подходу уже более ста лет), так и от искусства. В конце века двадцатого совриском называлась провокация против академии, наглый жест, направленный в глаз классицизма и соцреализма. То, что мы сейчас можем наблюдать на подобных ярмарках — ещё реальнее соцреализма, мир, лишённый метафоры, мусор есть просто мусор, пыль — есть пыль, лопата как лопата, а хуй — просто хуй, выполненный в анатомической непристойности. Никаких намеков, полутонов, отсылок к сверхчувственному — просто вещь/цена. Радость примитива.
Это мир, в котором царствует «естественное», т.е. где поспал, там и почесался, там и посрал — ведь это же естественно! — восклицают мелкие люди и как первобытные предки умиляются привычным простым вещам. Пузатые купцы, попавшие в ловушку примитивного рынка, идут на поводу продавцов оторванных пуговиц. Галеристы выставляют строительный мусор — палки, фанеру и битый кафель, а в мире чистогана количество нулей на ценнике возвышает вещь до Произведения! Попробуйте усомниться! — переедут на Майбахе, а ваш труп обоссут уважаемые галеристы — ведь обоссать — это так естественно!
Приятным и совершено неуместным чёрным пятном на этом рынке кухонного дизайна для загородных коттеджей выступила Партия Мёртвых. Единственное место, где ничего не покупалось и не продавалось — погребальный павильон Партии. Многие уже успели забыть ту максиму совриска, что настоящее современное искусство — анонимно и абсолютно бесплатно, это в первую очередь публичное вторжение, направленное на изменение человека/места/времени, а не на товарооборот. То есть, всё же искусство было, но не там, где его ожидали. Было, но без ценника. Хуи стоят дорого, а смерть приходит бесплатно и забирает тебя всего, а не только твой кошелёк. Сравнится ли ушлый галерист со смертью, если его максимум — двадцать монет? Как откупится столичный коллекционер от костлявой?
В «приличном» обществе не принято говорить о религии и политике, а если и говорить, то только как об орнаменте своего существования. Мёртвые нарушили это табу — провели предвыборный перформанс, сеанс психоанализа и напомнили о мире Ином. Они материализовали точку не-бытия, наполнив её такой тьмой, что сама тьма, сгустившись, стала светиться. Публика шарахалась от мертвецов, а мне было так приятно дышать в гробу, будто живые — это мёртвые, а мёртвые — это живые, я пил воздух как вино мертвецов, чтоб потом в ужасе побежать сквозь ряды рассуждающих об «искусстве», мимо торгашей палёного мусора, мимо кураторов банального и естественного…
p.s. Когда появятся в России настоящие радикальные художники, то их первым художественным актом станет поджог галерей современного искусства. А в пламени родятся новые метафоры, в отсветах костра нам явятся духи и привидения, заговорят с нами саламандры и драконы, мы поддержим огненную свадьбу спиртом и порохом. Мы слишком долго этого ждали…