Катакомбный священник Роман Бычков – довольно незаурядный представитель Альтернативного Православия. Его «творческие проявления» довольно разнообразны: в диапазоне от «классического» Богословия до стихотворных опытов (в т.ч. литургических), от философии Бунта до ариософских штудий и т.д. Вот, тщанием и трудами нециих добрых христиан вышел «почти полный» сборник «гомилий» о.Р. (ненамеренно, на видимо не без провиденциального «вмешательства», оказавшийся приуроченным к своеобразному «юбилею» служения в священном сане сего «Гомилевта»-Проповедника). В силу ряда причин (о коих «не леть зде глаголати подробно») как самое слово «проповедь», так и «проповедническое служение» превратились в синоним чего-то предельно скучного, банального, однообразного повторения «благочестивых общих мест» и т.п.… В подавляющем большинстве случаев так оно и есть, но сей случай – отнюдь не таков. «Гомилии» о.Р. ничуть не скучны, и нимало не банальны.

Всецелая укоренённость в Традиции сего «гомилевта» сочетается с новаторством, авангардностью, подчас весьма дерзновенными. Но без оной «дерзновенности» и не быть Живой Традиции, коя призвана не к повторению «одного-и-того же», а постоянному поиску новых слов и средств выражения для Древней, а лучше рещи – Вечной Истины. Перефразируя речение одного из древних Отцов: «ты должен говорить то же, но не так же» (св. Викентий Леринский). Истина – присно «та же», но способы выразить Ея, «донести» Ея до «учимых» не должны быть «стандартными»… Слово имеет свойство «ветшать», терять в ходе истории языка одни «смыслы» и обретать новые, подчас противуположные изначальным и т.п. – так что поиск и обретение нужного Слова для Церковного Учительства – есть никогда не прекращающийся процесс, перефразируя теперь уже одного из «новых» Отцов: «обретения нового откровения, хотя и под покровом старых форм» (о.Павел Флоренский). Под «покровом» старых, традиционных форм проповедей/гомилий, «Слов» на многоразличные праздники годового Литургического цикла – в данном собрании поистине заключено некое «новое откровение»… Мы отметили выше парадоксальное (но и законосообразное на глубинном уровне) сочетание Традиции и Авангарда в разбираемых «гомилетических опытах» о.Р. Что побуждает припомнить слова великого юродивого Русского авангарда – Велимира Хлебникова, чей «авангардизм» был настолько запределен, что соприкоснулся «там, за пределом» с Традицией: «Одна из тайн творчества – видеть пред собой тот народ, для которого пишешь, и находить словам место на осях жизни этого народа». Стоит вставить в сию «формулу» не просто «народ», но «народ Божий», т.е. Экклесию Божию, Собрание Верных во Христе, кое и есть Христова Церковь – и мы получим исключительное по точности определение «творчества» нашего «Гомилевта»…

Стоит затронуть и такой ещё «щекотливый» вопрос: выше мы обозначили о.Романа как яркого представителя т.наз. «Альтернативного Православия». Отдавая должное эрудиции, вкусу, новаторству, красноречию и т.п. сего Проповедника – всё же трудно удержаться от искушения задать вопрос: «всё это хорошо, но для чего, собственно, нужно быть «Другим» Православным?». Так, некий фрик (имя коего sunt odiosa), действительно крестившийся некогда в Катакомбной Церкви, а затем чрез какое-то время покинувший Ея «хлопнув всеми возможными дверями», в период, когда он ещё считал себя «катакомбником» снялся в видеоролике, где с истерическими интонациями дал такой, с позволения сказать, «ответ»: «Креститесь все в Катакомбной Церкви ИПХ, чтобы убивать ветеранов, жидов и пидарасов!!!». Оный фрик «забыл» почему-то упомянуть Пингвинов, чей зловещий Заговор продолжает неуклонно развиваться, «подминая» под себя как «жидо-масонов», так и «секс-меньшевиков» (одинокий и мужественный разоблачитель сего Сверх-Заговора Илия Лазаренко остался, увы, неуслышанным!).

Разумеется, Истинно-Православные Христиане не отрицаются от «сопротивления злу силой» (И.Ильин), не отрицаются и того, что оное «сопротивление» может иметь и «смертельный исход». Но – главный «вектор борьбы» должен быть направлен не вовне, а вовнутрь. Се – Великая Священная война против «ветхого Адама» в себе, за Нового Адама. Христос – Новый Адам – есть Истина, Путь и Жизнь (Ин. 14, 6). Истина («Естина») это то, что (Тот, Кто) действительно Есть. Вне Истины всё иллюзорно, всё ненастоящее. Иллюзорна жизнь большинства людей в мiре сем, даже и нарицающих ся «христианами», коль они не имеют истинной «связи» со Христом-Истиной, истинного При-общения Ему… В Истинную Церковь приходят, дабы обрести Истинную Жизнь, дабы не жить более призрачной, иллюзорной недо-жизнью. Всё прочее – производно от сего. А «проповеди» произносятся как для того, чтобы Верные утвердились в своём шествии Истинным Путём, так и для того, чтобы тем, кто «окажется способным вместить» дать путеуказание на Истинный Путь и Истинную Жизнь. Паки вспоминается вещий Велимир: «нужно сеять очи… должен сеятель очей идти!»… Столь редкостный в сии духовно-скудные времена «сеятель очей» зрим в нашем Проповеднике… Дык, εἰς πολλὰ ἔτη «исполать етить» ему за это!

Роман Раскольников

Протоиерей Роман. Гомилии: (Почти полное собрание)

Протоиерей Роман. Гомилии: (Почти полное собрание). – Б/м, 2017. – 408с.