Индоевропейские истоки блэк-металлической манеры пения
Доминирующую в Black Metal форму вокала сами исполнители называют «screaming», (от англ. «to scream» – «пронзительно кричать», «вопить»). Первичное впечатление от подобного пения, как правило, бывает отвратительным, но его придумали отнюдь не сами обезумевшие исполнители. Помнится, «скриминг» пытались возводить к шаманскому горловому пению, но нам картина видится несколько иной.
Некий гость из Мавританской Кордовы, делец по имени Ибрагим аль-Таруши примерно в 950 году описал свое впечатление от пения отдыхающих скандинавов: «Никогда не слышал столь гнусного пения. Их глотки исторгают вой, подобный собачьему, только еще более дикий». Создается полное впечатление того, словно аль-Таруши комментирует только что прослушанную им запись Black Metal.
Более того: мы можем возвести манеру вокала в Black Metal ещё ко временам индоариев. Так А. С. Майданов, автор книги «Тайны великой Ригведы», свидетельствует о том, как поэты-певцы риши исполняли гимны богам: «Поэты или декларировали, или пели эти гимны, причем делали это очень громко, как сказано в “Ригведе” – рёвом. Им помогал жрец удгатар, являвшийся знатоком ритуальных мелодий. При этом певцы производили энергичные движения руками и ногами, всем телом, отбивая ритм…».
О подобной манере у древних германцев свидетельствует Тацит в своём знаменитом очерке «О происхождении германцев и местоположении Германии»: «Есть у них и такие заклятия, возглашением которых, называемым ими “бардит”, они распаляют боевой пыл, и по его звучанию судят о том, каков будет исход предстоящей битвы; ведь они устрашают врага или, напротив, сами трепещут пред ним, смотря по тому, как звучит песнь их войска, причём принимают в расчёт не столько голоса воинов, сколько показали ли они себя единодушными в доблести. Стремятся же они больше всего к резкости звука и к попеременному нарастанию и затуханию гула и при этом ко ртам приближают щиты, дабы голоса, отразившись от них, набирались силы и обретали полнозвучность и мощь».
Другой вопрос – сознательно или нет подобная архаичнейшая манера исполнения была привнесена в Black Metal на закате ХХ века? Прежде всего, следует отметить, что Black Metal не ставит перед собой цель демонстрации силы и красоты вокала, как это делает, скажем, оперная музыка. Его задача, очевидно, иная, а, следовательно, и подход к оценке вокальной манеры этого стиля должен иметь иное измерение. Мысль о том, что Black Metal явил собой пробудившийся архетип, не нова, чтобы раскрывать её здесь ещё раз. Но нам представляется важным заметить, что архетип, подобно тому, как пробудившийся вулкан несёт за собой лаву из глубин земли, тащит за собой некоторые бессознательные черты из глубин древности. Сомнительно, что все самые ранние исполнители Black Metal были знакомы с приведёнными нами выше свидетельствами о манере пения своих древних индоевропейских предков, но архетипы помогли им буквально открыть её заново – знали они о том или нет, хотели этого или нет.
(c) Cinocefal