Я – загублена Доля.
Завела мене в дебрі
нерозумна сваволя.
А тепер я блукаю
наче морок по гаю.
низько припадаю, стежечки шукаю
до минулого раю.
Ой уже ж тая стежка
білим снігом припала…
Ой уже ж я в сих дебрях
десь навіки пропала!..
(с) Леся Украинка, “Лесная Песня”

МАЙДАН И МИФ / ЧАСТЬ 2 / МАВКА- ДУША

мавка - душа

Так как с тридцатого числа события на Майдане приобрели иной оборот, мы желаем повоображать о Майдане в русле этого нового течения протеста. С выпавшим снегом и подступившими холодами всё более начинает выделяться северная богиня, разными именами которой являются – Хольда, Хель, Матушка Метелица, а в местной мифологии наиболее близким божеством будет Мара. Также стоит отметить северную Frau Gode, которая порой предводительствовала в небезызвестной Ночной Охоте. Все эти богини связаны с Зимой и миром мертвых. А также они так или иначе связаны с умершими детьми или теми детьми, которые умерли некрещенными.

Во всём этом мы усматриваем связь с этим присутствием людей на Майдане каждую ночь, и особенно в важные ночи, когда ожидаются силовые акции, или же когда эти силовые акции происходят (как например, 30 числа, когда были при разгоне Майдана были избиты студенты, которых постоянно подчеркнуто называли детьми). Также хочется подчеркнуть, что многие люди выходят на Майдан “ради будущего своих детей”. И этот архетипический образ ребёнка, кажется, присутствует среди замерзающих людей на Майдане, среди людей, которые спят на полах в Октябрьском дворце, которые греются у костров. Всё делается ради будущего этого несчастного замерзающего ребёнка и этому ребёнку покровительствует зимняя богиня Мара-Хель, прекрасноликая богиня со спиной разлагающегося трупа, подобная Мавке, у которой отсутствует кожа на спине, из-за чего можно разглядеть её уже зловонные внутренности.

Мавка говорит в “Лесной Песне” Маре: “Ні! я жива! Я буду вічно жити!”, подобно людям на Майдане скандирующим лозунги: “Слава Украине”, “Украина понад усе” и тд. Именно её безкожую спину мы можем увидеть в гематомах побитых людей, как в ночь на тридцатое, так и в известный день событий на Банковой. Именно Мавка проявляется в этих мифических фигарах провокаторов и “титушек”, которые подобно мавкам завлекающих к смерти путников, ведут протестные массы к ловушкам, выгодным силам власти. Мавка сзывает и ведёт людей на протест, подобно Frau Gode, предводительствующей в Ночной Охоте, подобно Хель, которая поведёт армию мертвых на Асгард в час Рагнарёка.

И так, мы видим, как архетип Мавки проявляется в процессах на Майдане, но, следуя привычному нам пути смысла, что же всё это может нам сказать, к чему это нас приводит? Ради чего сегодня Мавка вернулась из мира мертвых? В драме-феерии Леси Украинки Мавка вернулась оттуда, чтобы расколдовать героя драмы Лукаша, которого обратили в оборотня, который “скавучить, голосить, виє, прагне крові людської” – и это, похоже, напоминает нам скандирование лозунгов и пение гимна на Майдане. В прошлой части мы упоминали Диониса, который вывел свою мать из мира мертвых, Мавка же указывает нам на иной сюжет – она сама уходит из потустороннего мира следуя своей любви. И тут нам хочется вспомнить еще один греческий сюжет о любви и мире мертвых – миф о Психее и Эросе. А, точнее, одно из испытаний Психеи – нисхождение в мир мертвых к Персефоне, чтобы принести Афродите часть очарования Персефоны. Психея же является символом Души Человека, которая желает Любви, которая желает Эроса. И потому мы заключаем, что Мавка является украинской душой.

Это желание Эроса мы также можем заметить на Майдане. Именно это желание скрывается в подкармливании и угощении чаем представителей внутренних войск и милиции, в скандировании “милиция с народом”, в подчеркнутой заботе о других, столь выраженной на Майдане. Но эта любовь наивна, потому что эти же ребята из войск и милиции потом ночью будут нападать на кордоны-барикады. И именно поэтому Психею отправляли к Персефоне, вечной девственнице, “несущей разрушение”, ведь даже богине красоты и любви Афродиты требуется связь с королевой мира мертвых. “Боги никогда не приходят одни” – вместе с Афродитой всегда приходит Персефона, и наоборот.

Психее во время выполнения этого задания Афродиты приходилось три раза отказывать в помощи тем, кто умолял её о помощи (и тут вам стоит подумать о людях, которые не участвуют в Майдане, и подобно Одиссею не отзываются на зов Мавок-Сирен), и даже после свершения этого задания она открывает баночку с мазью красоты и проваливает его – умирает, если можно так сказать о ком-либо уже пребывающем в царстве мёртвых. И потом её спасает Эрос, повзрослевший со времени их последней встречи и осознавший свою связь с Психеей. В случае же сюжета у Леси Украинки – Мавка-Психея оживает из мира мертвых и возвращает память Лукашу-Эросу, а вместе с памятью и их любовь. Может именно поэтому протестующие так желают этого обращение к прошлому Украины, к словам о нации и единстве, может они надеются возвратить эту память о Любви?

Если же говорить о Мавке, обращаясь к фольклорной традиции, то мы увидим и опасность, присущую ей в отношении к путникам, например. Мавки близки северным Хюльдрам, которые приходили в образах девушек с коровьими хвостами. Мавка может мстить за свою раннюю смерть, Мавка может быть Психеей-Душой, которую Эрос так и не пробудил от смертного сна. И даже в этом случае, не остаётся иного пути как полюбить её. Полюбить Душу, миловидную лицом и столь ужасную спиной. Может, её ужасная спина символизирует то, что назад пути нет, что прошлое пусто или же оно подобно той тайне происхождения, о которой не стоит знать Эдипу-Царю? Может её желание Любви – это неутолимый голод? Задаваясь подобными вопросами – мы обнаруживаем части Персефоны, Мары, Хель в образе Мавки-Души, мы признаём её происхождение из мира потустороннего, из мира мертвых: мира, в котором любое движение связано со смертью; мира, в котором самые его глубины, заполнены льдом, который не растопить. И признавая эти холодные, голодные глубины, мы принимаем душу такой, какой она есть. Мавка-Душа просыпается от смертного сна и отправляется на поиски Лукаша-Эроса.

Alex Kipar

Иллюстрация: Leslie Ann O’Dell