Трудно сказать, звенят ли сейчас на деревенских улицах заливисто задиристые веселые частушки-коротышки. Или современная молодежь забыла их. Вероятно, только на сценах сельских клубов еще можно услышать меткие частушки-пробирушки. У меня сохранилась тетрадь, где записаны частушки 20-х и 30-х годов. Перечитал их и повеяло ветром той особой исторической эпохи.

Из соседней деревни в другую идет ватага парней. Там гулянка. В руках гармониста ходуном ходят меха голосистой хромки. Пока дорога шла полями, пели разные частушки, полные раздумья:

Дедка с бабкою говели —
Только редьку с квасом ели,
А пришел великой пост —
Их стащили на погост.

Наша церковь завалилась,
И часовня на боку.
Поп наш дьякона запродал
За восьмушку табаку.

Нам молебны непотребны,
Это ты соображай!
Мы в колхозе без молебнов
Поднимаем урожай!

Посылала мать говеть,
А я начала реветь:
«Не пойду на исповедь,
Себя дурой выставить!»

Вы не рвите, девки, редьку,
Редька горькая всегда!
Вы попам не верьте больше,
Они путать мастера!

Меня маменька ругает,
Что я в церкву не хожу.
В балалайку заиграют,
А я по полу пляшу.

Все святые загуляли,
Видно, бога дома нет.
Бог уехал за границу
И не будет сорок лет.

Раньше нас попы дурили,
Раньше нас дурачили.
При советской нашей власти
Мы их раскулачили!

У Миколы колоколы,
А у Спаса чугуны.
У Миколы попы — воры,
А у Спаса — колдуны.

Дуют, дуют ветерки,
Дуют ветерочки.
В церковь ходят старички
И поповы дочки.

Ах ты, бог, ты мой бог,
Да что ты ботаешь?
Ты на небе живешь,
Не работаешь!

Не ругай меня, мамаша,
Что я в церковь не хожу:
Напролет все воскресенья
В нашем клубе провожу.

Меня маменька ругала,
Что я богу не молюсь,
А я маменьке сказала:
«В комсомолки запишусь».

Я и в церковь не ходила,
И богам не кланялась,
А с лица не охудела,
Только зарумянилась.

Ветер дует на березу,
На березе лист дрожит,
Весь народ валит в читальню,
А на церковь не глядит.

Ты красуйся, ты красуйся,
На горе зеленый луг.
Раньше мы ходили в церковь,
А теперь мы ходим в клуб.

Колоколы звенят
С колокольцами.
Все святые недовольны
Комсомольцами.

Не надейся на бога, если впереди дорога.
Это не гоже – надеяться на боже.
Будешь убог – не вылечит бог.
Бог не даст сапог.
У нас и без бога забот много.

Врага без икон гоним вон.
С фашистами бились – богу не молились.
Тому не надо молиться, кто врага не боится.
Только у труса надежда на Иисуса.
Держится за Христоса, а сам не высунет носа.
Не стой под церковным сводом – иди за народом.
В церквах стоять – страну не отстоять.

Молитвы отвергай – фронту помогай.
Бросай молитву – иди на битву.
Всевышний – на битве лишний.
Не нужен псалтырь: здесь не монастырь.
Надо не в храм ходить, а фашистов бить.
У партизан сил много: обойдутся без бога.
Когда били врагов, не надеялись на богов.

Пословицы и поговорки:

Карман сух, так и поп глух.
У попа две руки и обе заняты: одна рука берет, а другая держит.
Поповское брюхо чужие труды поедает.
У попа пузо из семи овчин сшито.
У попа глаза шире пуза.
Волчья пасть да поповские глаза — ненасытны.
Правой крестится, а левой в чужой карман лезет.
Попы поют над мертвыми, а комары над живыми.
Мулла нам в долг рай обещает, а сам с нас наличными берет.
Муллу хоть тысячу раз накорми, он все будет в блюде глядеть.
Мулла одной рукой два арбуза держит.
Образа и молебны нам больше не потребны.
Где поп церковь ставит, там пан корчму ставит.
Рай и ад нужны тому, кто богат.
Пост — не мост: объехать можно.
Попу и кулаку от колхозных ворот — крутой поворот.
У нас тут и без бога светлая дорога.
С попом вопрос ясен — это бандит в рясе.

источник