the-witch

Хоррор Роберта Эггерса “The Witch” стал неожиданным хитом 2015-го года. С премьеры 23 февраля он еще раз обращает на себя внимание тем, что в первые выходные апреля его прокручивают сразу на 666 экранах по всей стране (США), загребая дополнительные USD $ 465,000.

Сказка о пуританской семье, члены которой пытаются искоренить сверхъестественное зло, преследующее их ферму, фильм выиграл награду за лучшую режиссуру в Санденсе — и даже испугал мастера ужасов Стивена Кинга.

Но ни одна из этих почестей не породила столько кайфа, как одобрение от Сатанинского Храма (ТSТ), сатанинского политического движения, которое заявило о себе в 2013 году.

В декабре TST и Студия A24 положили начало сотрудничеству четырехчасовым туром под названием The Sabbat Cycle, который включал отрывки фильма с последующим политически мотивированным сатанинским ритуалом. Заявленная цель The Sabbat Cycle — вдохновить «сатанинскую революцию».

TST полагает, что то положение вещей, когда церковь отделена от государства, в настоящее время находится под атакой радикальных религиозных консерваторов. Они также полагают, что существует молчаливое большинство, которое выступает против этой программы, но остается слишком апатичным, чтобы сделать что-нибудь касательно этой проблемы.

The Sabbat Cycle — это попытка повышения политической информированности на основе картины Эггерса. Это часть более полномасштабной PR-акции, в которой шокирующее и пугающее используются, чтобы привлечь внимание СМИ к проблеме.

Как ученый-религиовед, я нахожу ТSТ увлекательным. Мало того, что их кампании вызывают серьезные вопросы о Первой поправке и религиозном плюрализме, они также бросают вызов общественности, заставив их думать о том, что же такое «религия».

Чтобы узнать больше, я явился на The Sabbat Cycle, и разговорился с участниками об их религиозных и политических взглядах.

TST

Политическое движение, религия или и то и другое?

С момента своего основания, ТSТ ведут активную кампанию за еще большее отделение церкви от государства, а также оспаривают привилегированные отношения христианства с правительством.

Краеугольным камнем кампании стали замаскированные «трюки», предназначенные для того, чтобы показать, как правительственные институты дают христианству «поблажки», которые никогда не будут допущены для других религий.

В 2013 году TST начали с того, что провели митинг во Флориде, на котором поблагодарили губернатора Рика Скотта за принятие законопроекта, который позволит студентам читать «вдохновляющие послания по своему выбору» на собраниях и спортивных мероприятиях.

Скотт, вероятно, представлял себе закон, разрешающий христианским студентам общественные молитвы и библейские чтения, однако же, что такое «вдохновляющие послания» закон не определяет. И поэтому митинг начался словами: «Хайль сатана! Приветствую Рик Скотт!»

Является ли идеология ТSТ «реальной» религией остается предметом дискуссий. Но некоторые члены настаивают на том, что в то время как движение атеистическое, данная группа, как и другие религии, имеет общий набор ценностей, проблем и символов (например, Сатаны как символ восстания).

Религия это или нет, но никто не может ставить под сомнение привлекательность TST или сомневаться в искренности их политических целей.

Сегодня ТSТ имеет 17 отделений в Соединенных Штатах и Европе, и утверждает, что охватывает 100000 членов — цифра , основанная на подсчете приобретенных клубных карт и различных форм онлайн- поддержки .

Jex Blackmore

Мастера внимания средств массовой информации

Отделения TST по всей стране начали кампании, требующие себе те же самые религиозные права и привилегии, предоставляемые христианам.

Они распространили сатанинские книжки-раскраски в школах Флориды и Колорадо; стали возводить сатанинские «вертепы» на правительственной собственности во Флориде, Мичигане и Индиане; возносили молитвы Сатане на футбольном матче средней школы в Сиэтле; и воздвигли памятник Бафомету (идол с головой козла ) по примеру памятнику Десяти Заповедей в Капитолии штата Оклахома.

Свобода вероисповедания Закон о реставрации (RFRA) усилили религиозные свободы, изложенные в первой поправке. Когда Верховный суд постановил, что RFRA применяется только к федеральному правительству и не может быть применен к государству в целом, многие штаты приняли свои собственные версии RFRA. Несколько кампаний TST, опираясь на RFRA требуют для сатанистов помещений для их религиозных нужд.

Например, с 2014 года ТSТ ссылается на государственные RFRA законы в Мичигане и Миссури , чтобы потребовать устранение положений, предписывающих тем, кто приходит на аборт, литературу о вреде аборта и вместо незамедлительного аборта — срок «на подумать».

В январе отделения TST в Tucson потребовали от городского совета Phoenix включить их в публичные молитвы, предлагаемых перед заседаниями совета. Совет ответил новым правилом, что только капелланы из полиции и отделов пожарной охраны могут предлагать молитвы перед заседаниями. (ТSТ пригрозили подать в суд .)

Гарвардский профессор права Ноа Фельдман утверждал, что Джеймс Мэдисон поддержали бы сатанистов Tucson. Мэдисон был обеспокоен тем, что отдельные права могут оказаться под угрозой в «тирании большинства», и увидел в законах, гарантирующих индивидуальные права, «бумажные барьеры», которые не предоставляет никакой реальной защиты. Только разнообразная коалиция меньшинства могли бы эффективно пробить большинство и защитить индивидуальную свободу.

TST 2

«Мы не ищем последователей, нам нужны сотрудники»

Именно на такого рода коалицию надеется пресс-секретарь ТSТ Jex Blackmore, продвигая такие события, как The Sabbat Cycle.

В Остине, штат Техас, Блэкмор вышла на сцену перед показом «Ведьма» в Alamo Drafthouse и объяснила, что этот фильм являет собой «микрокосм патриархального теократического общества, которое неизменно приводит к сатанинской революции». По мнению Blackmore, до колдовства доводит пуританское угнетение.

Я получил возможность пообщаться с работником и кино-индустрии Laird Jimenez. Он отметил, что «избежать патриархат» в настоящее время стало частью культурного духа времени, который включает в себя такие фильмы, как оскароносный «Mad Max: Fury Road,» в котором изображены женщины, спасшиеся — а потом свергнувшиеся — патриархального военачальника.

После скрининга, все мигрировали к бару и музыке, где ТSТ провели свой ритуал. Члены из отделения Детройт и Сан-Антонио раздавали сатанинские американские флаги окрашенные только в черно-белые цвета. Я смешался с небольшой толпой любопытных. Кожаные куртки, татуировки и пентаграммы были в изобилии.

Во время ритуала, выступающий прочитал отрывок из речи баптистского пастора д — ра Джефа Оуэнса, в котором Оуэнс предупреждал свою общину, «Сатана не хочет, чтобы вы делали то, что он хочет. Сатана желает, чтобы вы делали то, что вы сами хотите» (Другие свидетельства очевидцев ритуала можно найти здесь и здесь .) Оуэнс предупреждал, что Сатана использует гордость людей и эгоистичные желания по отношению к ним, но ритуал ввел свою собственную интерпретацию на его сообщение: Сатана представляет моральную автономию и личную ответственность.

Блэкмор в конце концов сбросила капюшон и вышла на подиум. Она предупредила, что христианские теократы взяли под свое управление Америку и что присутствующие «satanic jeremiad» — атеисты, сатанисты, любители хэви-метал и панки позволили этому случиться: «У вас слишком много апатии, вам не хватает сопротивления!»

Она обратилась к присутствующим: «Мы не ищем последователей, но нам нужны активные участники.»

Я говорил с некоторыми молодыми людьми из толпы. Один из них пояснил, что он был привлечен к сатанизму, потому что «Речь идет о знании,» а знание — не догма.

Другой, Джонатан — который называет себя ведьмаком — казалось, скорее всего, с пониманием относится к политике ТSТ . Он сказал, что когда он учился в средней школе в Вирджинии-Бич, то одноклассники сделали его языческие верования мишенью для острот. Кто-то даже обвинил его в «телефонном терроризме», когда неизвестный позвонил в полицию и сообщил, что школа заминирована. События привлекли внимание детектива Дона Римера, печально известного «оккультного эксперта» , который конфисковали все книги Джонатана по колдовству в качестве доказательства. Была также попытка насильно поместить Джонатана в психиатрическую больницу.

Я спросил Джонатана думает ли он, что ТSТ действительно религия.

«Определенно,» сказал он, «Некоторые люди рассматривают христианство в качестве хобби. Но никто не думает, что это не настоящая религия .»

white black flag

Могут ли сатанисты победить?

Я смог взять интервью у Блэкмора. Как и Маркс, Блэкмор увидела в революции нечто неизбежное: христианское Право, естественно, побуждают людей к восстанию против него.

Она сказала мне, что она недавно познакомилась с французским журналистом, который сказал, что ничего подобного ТSТ не могло произойти во Франции. Французская модель laicité (светскость) не дает повода для подобных восстаний. В свою очередь ТSТ заявили, что намерены оспорить распространенное мнение, что Америка является «христианской нацией».

Многие члены TST и их союзники вспоминают о строгом христианском воспитании в своих семьях. По оценке Блэкмора, такие прогрессивные города, как Остин наиболее апатичны в сопротивлении правым христианам, потому что люди в больших городах чувствуют, что они не подвержены влиянию религии. Блэкмор видит в картине Роберта Эггерса «Ведьма», возможность вовлечь большее количество людей в политическую революцию.

Но Джонатан отметил, что эта диалектика может качаться в обоих направлениях: революция порождает контрреволюцию. Например, в 1970 — ых, Ньюхристианское Право сформировалось, в частности, как ответ на события 1960 — х годов.

Кроме того, существует риск того, что открыто сатанинское присутствие в американской политике будет активизировать те самые силы, которые сейчас ТSТ противодействуют. «Правые» новостные сайты , такие как Breitbart.com и LifeSiteNews посвятили TST свои выпуски именно потому, что их риторика может быть использована в качестве пищи для активистов против абортов.

Консервативные голоса утверждают, что существование ТSТ «доказывает» , что они сказали все вместе — что Бог с ними, а их политические противники — находятся под демоническими влияниями.

Во многом, ТСТ являются наследниками «новых левых» 1960-х годов и таких фигур, как Абби Хоффман и Аллен Гинзберг. Такие события, как «экзорцизм» Пентагона в 1967 году продемонстрировал понимание ритуала и семиотики: стратегическое использование религиозных символов может изменить то, что Пентагон представлял собой на публике.

«Новые левые» умышленно оседлали грань между шалостью и искренности, с тем, чтобы привлечь внимание СМИ к своему делу. Это оспаривается сегодня, насколько «экзорцизм Пентагона» повлиял на прекращение войны во Вьетнаме, и также пока неясно какие изменения могут вызвать TST в политическом поле США.

Тем не менее, тех, кого называют Millennials в настоящее время превышает число бэби — бумеров. Они более разнообразны, чем их предшественники, а значит значительные изменения в политическом ландшафте окажутся неизбежными.

Однако ж, такие сторонники, подобные Джонатану, пребывают в скепсисе относительно истинной жизнеспособности ТSТ.

«Это не значит, что они не правы,» сказал он, «Но вот — Остин, и посмотреть, сколько людей вышло? А сколько людей из них на самом деле собираются сделать что-нибудь?»

satanic revolution

Джозеф П. Лэйкок , доцент кафедры религиоведения, Университет штата Техас

Приблизительный перевод оригинального текста осуществлен преподобным пастором Андреасом Часовски