АНДРЕА ЧАСОВСКИ



КИНО СКВОЗЬ ПРИЗМУ МЕЖПОЛОВОЙ РОЗНИ
(реж. НИКОЛАЙ ОБУХОВИЧ. "Председатель Малинина" и "Наша мама - герой" )


Довелось побывать на просмотре двух кинолент из позднесоветского прошлого - "Председатель Малинина" и "Наша мама- герой" (реж. Николай Обухович). Что особенно приятно - присутствие в кинозале самого автора, и конечно,- восторженных девочек, несущих милую ахинею для поддержания дискуссии после просмотра. Кто не знает о чем пойдет речь, тому вкратце обрисую ситуацию: обе ленты не пропустила (почти) цензура, - они вышли на экран с задержкой: одна - через два года и - вторая - спустя десять лет. Именно эти обстоятельства дают автору право говорить о своей непонятости, подцензурности и прочее. Вполне понятно, так и мы будем говорить лет через десяток о цензуре путинского режима, о том, как нам не давали, и как мы все же издавались и выкладывали свои фильмы на ю-туб. И мы будем правы, как прав и Обухович. Потому, будем к режиссеру снисходительны в его стремлении быть анти-советчиком. Пусть...

АНТИСОВЕТСКОЕ?

Чтобы понять, что же значит "анти-советчина" в период с 1917 по 1986, нужно, прежде всего, уяснить, что на протяжении 70 лет менялось само понятие "советское", менялись идеалы, лидеры и генеральная линия зачастую представляла собой петлю Гистерезиса. Нас интересует отношение к институту семьи в СССР. Условно мы будем различать "советское" в ленинский период, в сталинский и уже предперестроечный - брежневский. Разница между ними огромная. В ленинский период семья мыслилась упраздненной, воспитанием ребенка должен был заниматься коллектив, а верность единственному половому партнеру мыслилась буржуазным пережитком. Сталин вместе с учреждением РПЦ и облачением офицеров армии в царские погоны, вернул патриархальные представления о семье. Крепкая семья - ячейка общества! Только фикус все еще считался мещанским пережитком, так же, как слоники на комоде. При Брежневе к легализации фикуса прибавилось стремление иметь небольшую собственность - дачу и машину (предмет зависти - обкомовские "Волги"). Потому, говорить о том, что киноленты о жизни председателя колхоза и ткачихе-ударнице были антисоветскими... для брежневского понимание "советского" - да. Они показывали "человечность" в одном случае слишком вульгарно, во-втором - делали из ударницы нерадивую хозяйку и плохую мать. Мы, воспитанные на христианском представлении о семье (божественная чета, склонившаяся над ребенком - Христом) с негодованием смотрим на мать-ударницу, которая не уделяет внимания сыну. Зритель года эдак 23-го смотрел бы с таким же негодованием на отца семейства, который вместо служения обществу, режет на газете селедку, воспитывает ребенка и пьянствует с соседом. Натуральный паразит!

РАСПЯТАЯ ЖЕНЩИНА - ОБЪЕКТ ПОКЛОНЕНИЯ



Но я бы хотел поднять другую проблему. В обоих кинолентах я увидел одну маркировку, некий яркий знак, который будет позднее подхвачен масс-медиа и расцветет на наших с вами глазах. Торжество феминности. Пока Власть, расшаркивается перед мещанской контр-революцией и именно по этой причине, она "тормозит" выход кинолент на массовую аудиторию, мужчинка, в свою очередь, раскланивается перед женщиной, уступает ей первенство и садится на кухню чистить селедку. Вспомним сцену Дня Рождения героини в "Председатель Малинина": явная доминация женщин, пьют не стесняясь, шутят, смеются над смертью, не вспоминают мужчин. В "Наша мама - герой" двое грустных мужиков, перед тем как выпить 50 грамм, извиняются "ну, сегодня можно", грустят, думают о смерти, вспоминают женщин.

Интересен рисунок мальчика в "Наша мама - герой": мама изображена намного выше отца, ступни родителей как бы не идут по одной дороге, сын находится между родителями, отец изображен инфантилом, мать имеет явно выраженные садистские черты - огромный рот (зубастая вагина), редкие волосы отца и его рост говорят о его "кастрированности". Реакция отца, когда он видит рисунок - обида "себе ты нарисовал синие глаза, а мне зеленые", то есть, рисунок намекает о возможности, что не он является отцом ребенка. Реакция матери при взгляде на рисунок - улыбка.

Женщина в обеих кинолентах занимает место Бога. Примечательно, что в "Наша мама - герой" есть эпизод "распятия" Женственного. Процессия из четырех здоровых мужиков по колено в снегу несет огромный портрет ткачихи-ударника ткацкого производства, лестница, по которой взбирается один мужчина с гвоздями и молотком - все это очень напоминает знаменитые фрески с изображением распятия Христа (ср. Дж. Тинторетто "Распятие" 1568 ). Римляне прибивают к дереву человека, чтобы сказать: воистину, - Он был Сын Божий! Русские мужики прибивают гвоздями изображения своих женщин к столбам центральных улиц города, чтобы за распитием 50-ти граммов сказать: "трудный у нее путь - уж я -то знаю " (цитата из к/ф "Наша мама - герой").



Позднее, традиция представлять мужчин инфантильными дурачками, а женщин - воительницами прочно войдет в массовую медийную культуру. Все мужчины в рекламных роликах, начиная от Лени Голубкова до инфантильного Аршавина, принимающего чипсы за картошку с малосольными огурчиками (вроде взрослый уже - живет за рубежом, а все равно бабушка контролирует вкус внука, просто послав ему в посылке несколько пачек чипсов, купленных в киоске) - имеют вид и разум младенца, которых ну никак нельзя оставить без женщин. Страшная женщина, которая не кипятит, а пользуется каким-то порошком, воспринимается нами уже как полноправная хозяйка на нашей кухне, и ванной, и кладовой, мужчина, который вечно идет к нам с пачкой Тайд - мы знаем - он никогда не дойдет...
ИСТЕ(О)РИЧЕСКИЙ СМЕХ

Во время просмотра в зале раздавался смех. Смех звучал на лозунге "Повысим надои молока", в моменты, когда на экране появлялись партийные докладчики, Брежнев, увешанный орденами, при декламации стихотворений пионерами. Интересна причина эта смеха - ведь никто не смеется, когда смотрит современные новостные сюжеты, когда министр ФСБ рапортует премьеру о том, что в прошлом году раскрыто рекордное число террористических актов и сразу же говорит, что ситуация стабильная. Стабильная, только вот рост преступности растет, а потому нужны деньги на финансирование сотрудников. Никто не валится от смеха, ознакомившись с Планом Путина, по стилистике он точно не уступает брежневским пятилетним планам, только брежневские выполнялись и даже за три и четыре года, а обещанную курортную зону в Чечне, похоже мы в этом веке не увидим. А смех здесь всего лишь реакция на очевидный зазор между фантастическим (на экране) и реальным (в жизни). Так функционирует наша психика и лицевые мышцы. Мы смеемся над лозунгом "увеличим надои молока", потому что разум на место исчезнувших коровников и натурального молока, подставляет порошковое молоко, на место рапортующих пионеров - бестолочь с Селигера, на место рачительного председателя колхоза - чиновника из партии воров и жуликов, а на место генсека орденах и медалях - уж как бы мы этого не хотели - нашего лидера, увешанного недвижимостью и нефтяными вышками. И наш смех - это смех истерический (и исторический). Протез, с помощью которого мы пытаемся преодолеть образовавшуюся бездну у нас под ногами.

КОНЕЦ МАСКУЛИННОСТИ

Но вернемся к межполовому конфликту. Режиссер очень тонко почувствовал торжество феминного в нашем обществе. Задолго до того, как к власти придет Горбачев, управляемый Раисой Максимовной, до того, как мимо нас промчатся "бизнес-леди" на такси "только для женщин". Не случайно и этот показ спустя уже почти три десятилетия, режиссер приурочил к восьмому марта, - день борьбы женщин за свои права. Почему эта дата оказалась лишена своего смысла, и все свелось к дарению букетов? Потому, что женщины получили все права и даже больше, а Лени Голубковы бессмысленно таращатся на селедку, отдают зарплату женам, делают заначки, а когда поднимают руку на женщин, тут же опускаются еще ниже уже и в наших с вами глазах.

P.S. Успокоим будущих мамаш, волновавшихся в зале: малыш из к/ф "Наша мама - герой" не нуждался в родителях. Именно по этой причине оба его "предка" на рисунке напоминают чертами лица инопланетян, и только себя он изображает человеком. Как наc заверил режиссер, мальчик вырос и стал генеральным директором предприятия, на котором работала его мама, ныне - владелица казино. Про судьбу отца, как и следовало ожидать, - никто не поинтересовался...