УРОК No11: ОККУЛЬТИСТ ГУМИЛЕВ
Считать себя поклонником Серебряного века и при этом не увлекаться оккультизмом нельзя. Конечно, в школе нам старались привить иное понимание поэзии и, как частность, - иное понимание слова. Слово - не как посредник между магическим действием и магом (поэтом), а как - звук, за которым, зачастую, не должно стоять никакого смысла. Не удивительно: современная система образования призвана, в первую очередь, расчленить магические действия магов (поэтов) прошлого и показать их жизнь, равно как и их работы с точки зрения филолога-анатома, разрезающего ткани трупа в поисках души.
Принято считать, что поэт обычно вдохновляется рассказами няни (инцестуозный момент), в большинстве случаев - "пишет оттого, что работать не хочет". Однако, не все так просто. Вот, к примеру, Николай Гумилев искал вдохновение в оккультизме. Да еще и неизвестно - может поэзия для него была лишь побочным эффектом оккультных исканий...
Известно, что вектор устремлений Гумилева был четко направлен в сторону демонического юга. Там - в мраморной пещере, возможно, неподалеку от озера Чад, танцует темнокожая царица. Она - невеста льва, сестра ягуара. Ее носит на себе носорог. Она имеет ключ к Высшей магии. Гумилев много пишет об Африке, он считает, что белая раса если и причастна каким-то образом к магии Древних, то исключительно благодаря тому, что белые перебежчики, побывав в плену "эфиопов" на "черном континенте", "нахватались" осколков мудрости и донесли в весьма разрозненном и исковерканном виде частицы мудрости своим, "белым". Эта мудрость выходит за пределы научного знания, она чужда для современного "цивилизованного" человека. В неумелых руках способна только навредить. "Оккультное возрождение", по мнению Гумилева, должно подпитываться с юга.
В рев свой возьмут мой предсмертный вздох,
Мертвый, увижу, как в бледном небе
С огненным черный борется бог.
Н.Гумилев "Африканская ночь". Восточная Африка, 1913.
Мои взоры одел Люцифер в полутьму,
Люцифер подарил мне шестого коня
И Отчаянье было названье ему".
Видимо, для открытия "золотой двери" Гумилев создает "Геософическое общество", не удивительно, что вектор этого "общества" тоже устремлен на юг. Предполагается экспедиция в Африку, в которую также собирается Вяч. Иванов. Но предприятие по неизвестным причинам расстраивается.
Известный интерес предполагает и деятельность Гумилева в "Цехе поэтов", в котором он безраздельно председательствует и властвует. Это объединение Гумилев использует для создания литературного пространства, где бы происходило взращивание поэтов с особыми, оккультными устремлениями.
Сам Гумилев в своем творчестве обыгрывает как Папюса, так и модную в то время теософию; алхимия и всевозможные оккультные традиции одни за другими прослеживаются в его поэтических сборниках. От африканского оккультизма до ницшеанства - один только взмах пера и Гумилев этот взмах делает... некоторым кажется, что небрежно. Однако, зная отношение Гумилева к Слову, Логосу, нам открывается - как сквозь мутное стекло - некоторая система, увидеть которую во всей ее полноте доступно далеко не каждому.
Нам так и остается неизвестным - что убило Гумилева. Известно, что он был расстрелян через три недели после смерти Блока - своего идеологического литературного противника. Их молчаливая вражда и взаимное непонимание длились несколько лет, но открыто конфликт проявился незадолго до смерти обоих. Блок предчувствовал свою гибель, Гумилев обещал друзьям прожить до 90 лет - шутил в день ареста (по воспоминаниям Ходасевича).
Ты загрезишь о небесном храме,
Ты увидишь пред собой блудницу
С острыми жемчужными зубами.
Сладко будет ей к тебе приникнуть,
Целовать со злобой бесконечной.
Ты не сможешь двинуться и крикнуть...
Это все. И это будет вечно.
Н. Гумилев "За гробом".