ГЛАВНАЯ




АНДРЕА ЧАСОВСКИ



ДЫРА, ВОРОВКА, НОЛЬ:: ЕЕ СТРАХИ И НЕЖНОСТИ


(деконструкция некоторых произведений Kathy Acker)

Не должно ли допустить, что человека пытающегося высказаться о несуществующем, и говорящим назвать нельзя?
Платон. «Софист»

ЧАСТЬ 2. НЕЖНОСТИ

Он проснулся в центре огромной каменной пизды... О постоянно чувствовала свое (О!)диночество. Прост(о) О (о)динока на самом деле. «Как получилось, что я все время одна»? (Большие надежды стр.19) Этот крысеныш... что он может знать... Он толком сам себе не знает, хоть и утверждает, что познает себя несколько раз за ночь, а иногда и днем. Однажды его за этим занятием застала мать и тогда он грязно выругался. Первый раз в своей жизни он выругался. Приблизительно вот так: ебаться в нюх! То есть, ругаться он стал много позже своих ровесников. «Когда О была девочкой, больше всего на свете ей хотелось, чтобы о ней позаботился мужчина». (Киска... стр.9) Мужчина... Не крысеныш! Она сама была девочкой-крысой. Маленьким крысиным зародышем, н(о) О фантазировала; в фантазиях (о)на цвела... «Я живу как растение – впитываю солнечный свет, наливаюсь цветом и пью свежий воздух». (Большие надежды. стр.19)

Крысеныш потянулся к этому растению, будто слепой - ослепший от подвала. В сущности, он тянулся к себе подобному, или к тому, что могло бы быть и его фантазией, но пока это были только ЕЕ фантазии и ничьи больше. «Пожалуйста, будь моей подругой. Мне так не хватает тепла». (Большие надежды. стр.32) Это могли быть его слова, но это были ЕЕ слова. Но он тоже был в этих словах, и что-то ему, несомненно, в них принадлежало.

Непонятно, что именно произошло раньше — занялись ли они сексом или заговорили. О «считала, что разговоры с людьми, любое действие в этом мире, причинение боли ближним – это магические деяния». (Большие надежды. Стр.25) Как известно, в магии не существует правил, следовательно, они могли оставить разговор на потом или вообще отменить его. Счастье не требует слов. Все слова в момент экстаза говорятся для Другого, но Его — то как раз и не было. Точнее, Он вроде бы был, но его и не было. «Мое представление о счастье – полное оцепенение. Бесчувствие». (Большие надежды. Стр.24)

Он был в этих круглых штуках, которые все в острых шипах, почему -то их называют яйцами, но она называла их каштанами. Он был в отдельных частях своего тела, но его не было. Чтобы произнести звук требовался кто-то, Кто Есть. «Принеси мне еще свою кошку, потому что мне нужен рядом кто-то, кто меня любит...» (Большие надежды. Стр.27) Возможно, эти слова могли бы стать первыми в их диалоге.

«Мы уже не могла заниматься сексом, но мы могли просто лежать в постели. Как будто постель – это небо». (Киска, король пиратов, Стр.85) Впрочем, они могли продолжать молчать, тогда кошка остается фантазией, неприрученной фантазией.

Киска считает, что любой акт, в том числе и сексуальный может обойтись без слов, однако, она все время проговаривает, ее монолог — внутри. Иногда она порывается писать письма, которые начинаются приблизительно так: «Дорогой, Господь Бог...» (Большие надежды. Стр.30) . Наверное, все письма следовало бы начинать именно с этих слов... Стоит только произнести вслух, так обязательно проговоришь какую-нибудь глупость, за что потом будет стыдно, о чем пожалеешь, непременно пожалеешь. «Я сказала ему, этому мальчику, которого так любила, что больше мы с ним не встретимся, потому что я шлюха». (Киска, король пиратов, Стр.61) и (он)… «не настоящий отец. Я продолжала звать его “папой”, этого человека, такого доброго, ласкового и глупенького». (Киска, король пиратов, Стр.88). Так ведь еще потом и не остановишься. Нет, уж лучше молчать. Пусть говорит тело. Жестами, позами. Она подходит к зеркалу и делает О губами. Ноль. Ноль слов. Или .. бездна. Бездна слов. Бездна, которая прорывается как только ты ослабляешь хватку своего тела. «...мы, девочки, разговариваем во сне. И все поэты об этом знают». (Киска, король пиратов, Стр.119)

Крепко обхватить взбрыкивающее тело и не дать ему произносить милые глупости. Попросить этого мальчишку — пусть сожмет в объятиях, потому что она забыла обо всем на свете «…она наслаждалась так долго и исступленно, что совершенно забыла про свое тело…» (Киска, король пиратов, Стр.120).

Мальчик-панк знает, что он для нее существует, хотя, именно он из этих двоих и должен существовать. Поскольку только у него есть эти каштаны, эти созревшие звезды. Она утопистка и пиратка, потому-то она и не замечает его. Делает вид, конечно. Крысеныш говорит: "Когда я увидел О, я хотел защитить ее, потому что она поклонялась своей пизде». (Киска, король пиратов, Стр.25). Из этих двоих только крысеныш, наделенный каштанами, имеет право говорить, но он молчит. Он слушает ее, что для нее внове, потому что никто не слушал дыру, никто не вслушивался в бездну. Она делает губами О, а он тут же навостряет свои крысиные уши, будто дыра умеет говорить.

Она так никогда и не спросит его ни о чем, потому как диалог с вымышленным Им уже состоялся. Но она никогда не позволит этим словам стать реальностью. Эти слова никогда не будут произнесены, потому что они уже пережиты. «Осознавать, что он никогда меня не полюбит, было все равно, что знать: он меня никогда не любил». (Киска, король пиратов, Стр.24). И, несмотря на то, что пиратка все очень хорошо рассчитала, "мне так хочется прижиматься к тебе, прижиматься к тебе долго- долго…» (Большие надежды. Стр.27)

Крысеныш входил в нее, но О сама хотела вползти в его мягкую шкурку, оказаться в теплом темном мешочке, спрятаться от мира «… у меня аллергия на все естественное, в том числе - и на мир». (Киска, король пиратов, Стр. 227). Это такой случай избирательной аллергии, когда не текут слезы и сопли только от крысиного меха. Она — комок нервов, могла заменить его нервную систему, если бы только такое было возможно. «В царстве сплошных оголенных нервов, прикоснуться к чему-то – значит ощутить прикосновение к себе». (Киска, король пиратов, Стр.34.)

Крысеныш, похоже, не так нежен, как хотелось бы О. Не нарядить ли его в дамские наряды? Вуаль и кружева... Ведь «... из- под … вуалей веет приятными ароматами…»(Большие надежды. Стр.19) Панк, похожий на греческую аристократку. И обязательно сандалии без задников! Он согласится. И тогда О скажет Ему: «Встань на колени, любовь моя, и поцелуй землю!» (Большие надежды. стр.27)

Какие милые, наивные фантазии... Что скажут родители О? Впрочем, в мире пиратов нет заботливых мамочек и похотливых отцов. Корабль отдан морю и крысам. И вот один крысеныш вырастает и уже пялится на стоячие соски О. Под его взглядом «...мне кажется, я по- настоящему невинна.» (Большие надежды. Стр.31) Пусть смотрит, единственно, что запрещено — слово. Крысеныш должен молчать, он не смеет говорить и не умеет. Теперь любое слово способно сломать мир. «Воздух казался сухим и ломким как крылышки насекомых…» (Киска, король пиратов, Стр.30) Мир — как гербарий, солнце здесь из ржавой фольги, а города - из кристаллов соли и пыли. Сахарные спицы, тонкая карамельная корочка и хрустальные шары... Родится слово — лопнет шар, и посыпется ванильная крошка...

О решается спасти мир от слова и вызывает дождь. Вода тихо затопляет и шары и карамель и дома, затопляет одну комнату, другую, подбирается к кровати... Вода — это смерть. Киска спасает мир ценой собственной смерти. Она решается умереть. Тем временем «мир превратился в сплошной непрерывный восторг. Все в мире промокло, все напиталось водой». (Киска, король пиратов, Стр.221) Все хрупкое растаяло, все, что могла треснуть и рассыпаться от произнесенного слова, оказалось в воде. И когда пришло время выкрикнуть слово (то есть, умереть), «...мы пришли к птичьим крикам – как приходишь к чему-то вещественному». (Киска, король пиратов, Стр.223) Наблюдатель должен помнить, что «...они одержимы стремлением к наслаждению и забывают, что надо умирать.» (Киска, король пиратов, Стр.120)

Однако, Смерть пришла по воде. Неожиданно стало темно и тихо. На самом дне слово утратило свою разрушительную силу. На самом дне слово несло смерть говорившему, но говорившей не мог ничего разрушать.

«Было темно и тьма была невыносимой… я расплакалась…» (Большие надежды. Стр.33)

Тогда Киска узнала, что Крысеныш мертв. Во всяком случае, тот делал все, чтоб убедить ее в этом, тогда она произнесла слова. В прошлом мире ей хватило бы одного слова, чтобы мир сломался, а целого предложения, чтобы поднялся ветер и уничтожил следы разрушения. В новом мире она могла говорить, но Киска произносила слова на языке прошлой эпохи. Потому, с губ срывались банальности, вроде: «ты не любил меня так, как мне хочется – больше жизни» (Большие надежды. Стр. 28-29), «когда я с тобой, у меня ощущение, что я – ничтожество» (Большие надежды. Стр.30), «оказалось, что жить без тебя очень трудно» (Большие надежды. Стр. 35)

О говорила и говорила, она пересказала всю классику женского романа и дошла уже до Кристевой, как слова стали исчезать, а вместо них по небосводу разливался «…звездный свет, слой за слоем, - пока из него не возникла материя, которую девочки на корабле называли “ночь”.» (Киска, король пиратов, Стр.195)

Ночь накрыла крысеныша, и Киска увидела, что у того светятся глаза, это были еще две звезды в огромном космосе. Тогда О подумала, что ведь нет гарантии того, что остальные звезды это не чьи-нибудь глаза. Остановившиеся зрачки тех, кто имитирует свою смерть на палубах неизвестных нам космических кораблей. Киска подвинулась к мальчику-панку и прошептала: прости, «…если я тебя чем- то обижу… просто я слабая..» (Большие надежды. Стр.32)

Юная прошмандовка, пизда, шлюха, О не могла замолчать, потому что и в этом новом мире, мире, который наступил после смерти, она вынуждена была просить прощение у какого-то сопляка, как просила прощение когда-то давно у отца. Единственные, кто не требовал никаких извинений были пиратки. Они все оставили публичные дома, как когда -то оставили родительские гнезда. Впрочем, публичные дома были пародиями на семейные очаги, хотя девочки там и были предоставлены сами себе. Благодаря череде изгнаний «...они знают как ранимы их подруги на самом деле, и это знание определяет их способ общения друг с другом и создает связи, самые крепкие связи, которые только бывают у женщин». (Большие надежды. Стр.49)

Киска хочет, чтоб так было у нее с крысенышем, а потому, она не перестает говорить, будто слова могут воскресить и снова убить его. Чтобы количество его смертей равнялось количеству ее изгнаний. «Я была слишком чувствительной девочкой. Если бы у чувств были руки и ноги, то они торчали бы во все стороны – переломанные и безнадежно расшатанные. (Большие надежды. Стр.58) «Я сбежала от боли. … я не знаю, лучше мир стал или хуже по сравнению с тем, что было, я знаю, единственная боль – когда ты убегаешь». (Большие надежды. Стр. 126)

Крысеныш закрыл и открыл глаза, и тогда многим почудилось, что две звезды в северной части неба моргнули. Астрономы и поэты отметили, что это произошло в то время, когда «...звезды плакали в вышине, поверяя друг другу свои печали». (Киска, король пиратов, Стр.219) Только Киска не заметила пробуждения, ветреная девченка! - она уже занята большим псом. Каждый раз, и так с самого детства, как только она встает на молитву «...к ней приходит большой пес и нюхает ее всю…обычно в самых интимных местах…» (Киска, король пиратов, Стр.119-120)

Наступило время, когда Крысеныш должен пробудить О. Он притрагивается к ее плечу и спрашивает:

-Что с тобой? Что случилось?

И тогда она отвечает:

-Мне было так одиноко

p/s : Перечеркнутые нолики на стене тюремной камеры, круги на воде, «ни хуя» и «хоть бы хуй» говорят о том, что там где ЕГО нет, остается НИЧТО.




Читать часть 1. Страхи

в скобках указаны страницы книг, что выпущены издательством "Kolonna"




Рейтинг@Mail.ru