SakralnoeЭта книга об опыте, прикосновении и погружении к тому,что для каждого является «его сакральным». Унифицированное понятие не обладает человеческим субстратом. Поэтому здесь «сакральное» является отражением себя и каждого в таких явлениях и состояниях как -жизнь, смерть, любовь. Извечных трех сестер, с которыми идут рука об руку.

«Сакральное — тот бесконечно редкий миг, когда «извечная часть», которую несет в себе всякое существо, вступает в жизнь, захватывается всеобщим движением, вовлекается в него, реализуется. Для меня это нечто такое, что брошено на чашу весов со смертью, скреплено печатью смерти…» — так пишет в одном из фрагментов рукописи Колетт П.

«Опыт сакрального – это опыт такого рода, что не может никого и ничто оставить равнодушным. Тот, кто сталкивается с сакральным, уже не способен оставаться чуждым ему, как христианин не может оставаться чуждым Богу. Трансгрессия-символизирует смерть, которая является проводником в область сакрального.» — делится Батай в письме Мишелю Лейрису.

Колетт Пеньо (Лаура) родилась в богатой парижской буржуазной семье, ее отец управлял преуспевающим шрифтолитейным заводом. В возрасте 11 лет она потеряла отца и трех братьев в первой мировой войны, что оставило отголоски в ее пронзительном творчестве: «Сколько себя помню, передо мной все время вставали мертвецы… Я шла с запада на восток, из одной страны в другую, из города в город – и все время между могил… Казалось, что могила вот-вот разверзнется, и всех нас поглотит горячая земля, что нам здесь уже не удержаться, не устоять, прижавшись в страхе к другим могилам, на этом краешке земли, отведенном для живых, на этих узеньких дорожках из белого гравия, где стоишь буквально на одной ноге, где тебе не по себе, где холодно и гадко. «

Ж.Батай родился в небольшом провинциальном городке Бийом на юге Франции,принял католичество и готовился к духовной карьере, однако позже разочаровался в вере,стал вместе с Роже Кайуа и Мишелем Лейрисом одним из организаторов Социологического колледжа, одной из задач которого была разработка социологии «сакрального».

Не было сомнений, что две противоречивых натуры Батая-философа, писателя, любителя женщин, эрудита и поразительного бунтаря и Колетт-святой трауры в безбрежном океане жизненных событий и волнений, суждено было встретиться, ибо их мысли не повторяли, но перекликались и дополняли друг друга под собственным углом зрения и восприятия.

Каждый из них, соединившись в недолгом любовном союзе, продолжил свое путешествие в живую ткань писательской деятельности, отдавая себя ее сосредоточению в каждой строчке, которые,в том числе,представлены в этой книге, размывая границы «мужчина-женщина», становясь существом среднего рода,объединенного и разрывающегося на части от этого объединения.

В существовании самой Колетт П. любовь была больше чем страстью или сексуальным влечением, это было подобно самозабвению, самоутрате, стремление и переходу границы «Я-другой», та, которой достигается в поэзии, прозе, отделяя мир внешний от мира внутреннего сакрального.

Ж. Батай в своей книге «Внутренний опыт»(1943) упоминает о том, что «экстаз не есть любовь, поскольку любовь подразумевает облада­ние, для коего необходим объект, который обладает обладающим им субъектом». Любовь описывается Батаем как определенный мера или способ безграничности, а безграничная открытость возможна только на «границе» двоих и в их слиянии, а не в одном для другого.

Находясь на тонкой линии перехода от себя к другому, эти две смогли подарить миру и друг другу незабываемые моменты, слова и мысли.

Приведенные в книге стихотворения «Святой бездны», отрывки произведений,дневники их обоих раскрывают период их совместного существования и осознание,пришедшее после утраты Лауры. Восхитительное, светлое и безграничное творчество подобное распустившейся розе «цвета золотой осени», которую Ж.Батай сорвал и принес терзаемой агонией Колетт 11 октября.

Berenika_in_hell