Консервативный зритель в очередной раз недоумевает: с каких пор пошла традиция такого поведения на выставках?!! Почему это все больше походит на Черную Мессу и шаманские пляски?

Искусство или черная месса?

И мы бы с удовольствием поддакивали ему… лет двадцать назад, например. Однако, зритель, имеющий многолетний опыт посещений выставок, не удивится. Это — давняя и совершенно не опасная традиция — корячиться, рисовать круги, бродить со свечками, будто в церкви, жечь вонючие палки и изображать из себя сомнамбул.

Искусство или черная месса?

Речь о том, что любая традиция — это выродившаяся и некогда актуальная практика. Например, ровно десять лет назад, в далеком Platonov-City прошла выставка ДАДАСмерть, на которой местный, тогда еще, художник Pavel Brat представил дада-расчлененку, то есть коллажи.

Дьяконисса Елена

Дьяконисса Елена

Выставка проходила в КиноКубе — приличном небольшом кинотеатре, но дело в том, что ее неожиданно поддержали все местные религиозные и политические экстремисты (некоторые зрители умудрялись состоять и там и там). Юродство, церковная служба, насилие и все при свечах! При свечах! И причащение винишком и хлеб освящали! «Неадекваты» ползали между ног и старались лизнуть носок!

Pavel Brat в окружении зрителей

Pavel Brat в окружении зрителей

Скинхеды, пидорасы, какая-то сумасшедшая старуха… Нет, ну были, конечно, и приличные люди. Они потом стали кураторами различных проектов, переехали в Москву, но кто их мог отличить тогда в пьяном месиве?

Pavel Brat и отец Павел

Pavel Brat и отец Павел

После выставки был совершен самый настоящий Крестный Ход. С портретом Брежнева, правда… Через неделю, когда информация о мероприятии достигла местных СМИ, киноклуб закрыли, как гнездо экстремизма…

Алан Кулий и отец Павел с портретом Брежнева

Алан Кулий и отец Павел с портретом Брежнева

Так что, жгите свечки на здоровье, сидите в кругах — все стало предсказуемо, а, следовательно, безопасно. Потому и не едет в Питер отец Павел. Потому что есть разница между контролируемым выставочным безумием и внезапно оголенным хуем. Но оголенный хуй на выставочном пространстве уже тоже не покатит — отец Павел опередил здесь многих современных художников. Потому, заниматься сейчас искусством — скучно. А картинки висели красивые. Черепа, цветочки, единорог был… Пушкинская 10. Выставка «Цифра и роза».

Искусство или черная месса?

— Какая сегодня действительно актуальная стратегия для современного искусства? — вопрос к А.Часовски

— Перестать быть современным художником. Самоустраниться.. Перестать существовать. — ответ А.Часовски — А рисовать круги и свечки жечь… ну, может еще предложите «автоматическое письмо», рисовать на голом теле, выставить писсуар? Мы были уже запоздалой отрыжкой в 2007-м. Для провинции это смотрелось авнгардно, но не для тех, кто разбирался в истории искусства -этих свечкой не обведешь! Нам хотелось просто повторить старые практики. Мы повторили и замолчали. Искусство молчать — вот достойно для современного художника и активиста. Аминь.

Искусство или черная месса?

Не тухнут свечи на выставочных открытиях, не успокаиваются художники. Приходит новое поколение — и по новой! Только все более стерильней и стерильней. Говорят, на последнем открытии даже тараканов вытравили!

Поговаривают, скоро откроют свечной заводик при галерее — выгодное дельце!