«Актуалисты» ревизуют общечеловеческие ценности, убеждая общественность в том, что аморальные действия являются художественным творчеством и должны рассматриваться в рамках оценочных категорий современного искусства. Лояльность к скандалу, перевод его в жанр самовыражения, потребует от общества признания лишь экзистенциальной нравственности  единственно возможной. Такая нравственность основывается на безусловном признании ничем не ограниченной свободы личности, будто бы являющейся основой подлинности бытия. Фактически «актуалисты» стирают грань между добром и злом, более того, искушают взглянуть на Гитлера, как  на величайшего «современного художника», а на инициированные им злодеяния, как на проекты и оценивать их в критериях актуальности. Возможно, страшный магический объект – отрезанная от трупа Гитлера голова, до сих пор хранящаяся в Москве, оказывает странное магическое действие на современных московских актуалистов. Необходимо обратить внимание на кажущуюся безобидной посылку «актуалистов» – каждый человек – художник, а все вокруг – музей,  оборачивающуюся демонстрацией последовательной смены ипостасей Зла, одним из воплощений извечного люциферианского бунта. В движении «актуализма» этот бунт проявляется в виде социокультурного фактора и  метафизического феномена.

Мыслители Древней Греции, и в частности Гераклит, считали, что состязание – агон – есть основа всего существования вселенной и что без вечной борьбы невозможно и созидание. «Актуалисты» довели состояние борьбы до стихийного бунта, когда состязание превращается в самоцель, в непрекращающуюся агонию самовыражения. Костер чудовищного по формам самовыражения питает невероятная смесь оккультизма и утопических леворадикальных и анархистских теорий. Революция – откат назад, апелляция к низверженному Богом Люциферу – всегда была пиком самовыражения от времен тамплиеров, до «Бюро пропаганды Карла Радека» и его идейных внуков, московских «художественных экстремалов» 1990-х гг.

Рыцари-тамплиеры рассказывали Инквизиции, что во время посвящение в орден им показывали отрубленные человеческие головы. Иногда это были изображения голов, имевших три лица. Им полагалось почитать мертвую голову не менее, чем самого Иисуса Христа. Некий Гильом Дидуа, исполнявший функции хранителя реликвий Храма тамплиеров, предъявил суду несколько изображений человеческих голов. Среди них была одна в виде ларца, в котором был настоящий череп. Дидуа пояснил, что это череп одной из одиннадцати тысяч иудейско-христианских девственниц-мучениц. Ж.-К. Фрер указывает на не случайность этого числа, – в Каббале цифра 11 является магической. Оно, как правило, субститут магического числа 66. Культ отрубленных голов встречался и у древних кельтов, его отголоски можно найти в исчезнувших из официального обихода, но не исчезнувших полностью культах, время от времени возрождающихся в различных тайных обществах, ставящих своей целью обретение Высшего Знания 1.

Основатель Сатанинской  церкви Антон ЛаВей подарил одной из самых прилежных своих учениц, голливудской звезде Джейн Менсфилд медальон с головой Бафомета. Этим именем называл себя также и А. Кроули. Медальон не принес счастья буквально одержимой ЛаВеем кинозвезде. Она попадает в автокатастрофу. Биограф ЛаВея пишет, что в момент автокатастрофы основатель Церкви Сатаны вырезал из газеты фотографию, на которой тот возлагает цветы на могилу Мерилин Монро. Но обратной стороне страницы был портрет Менсфилд. Ножницы ЛаВея прошлись по шее актрисы. На следующий день газеты вышли с заголовками: «Джейн Менсфилд погибла. Найден ее труп с отрезанной головой» 2.

1316744884_s_a33_rtr2puvr

Обращение к древним и новым культам заставляет исследователей изучать символику, используемую в них и применяемую художниками, начиная с Кандинского, Бурлюков, Малевича. Современный исследователь древности археолог Ю. Шилов, изучая древнюю символику, классифицирует сюжетные, атрибутивные и ситуционные виды сходства ее и мифопоэтики авангардистов.

Так братья Бурлюки принимали участие в раскопках курганов на Украине. Археолог Ю. Шилов считает курганы памятниками жертвенных ритуалов. Безликость древних статуэток, безглавость антропоморфных сосудов или самих погребенных, яйцеподобная деформированность голов и окрашивание в красный цвет черепов погребенных в жертвенных курганах отвечают мифологической трактовке выхода человека в запредельность. Отражение этой идеи прочитывается в безликих образах Малевича, в обезглавленных образах Шагала, ее следы можно встретить и у других авангардистов 3.


Отражением скрытых процессов трансформации, происходящей в тайных культах,  в т.ч., люциферических, служат «акции современных художников». Между ними и тайными культами прослеживаются те же самые сюжетные, атрибутивные и ситуционные виды сходства. В них присутствует попытка выхода за пределы нормативной этики и эстетики. Они революционны по форме и оккультны по содержанию.

Журналистка Юлия Малахова стала свидетельницей одной такой «акции». В «Российской газете» № 161 от 19. 08. 2000 г. в статье «У кого крыша поехала?» она описала вечеринку в клубе «Швайн», устроенную анархистами. Журналистка красочно представила публику и то, «что ввело в экстаз это убожество, кичащееся своей оригинальностью, революционностью и новизной: под видом  “шоу” от видного деятеля кино Олега Мавромати” произошло надругательство над всеми верующими. На сцену под черный флаг и ударную установку вынесли свежеотрубленные свиные головы с прикрепленными на них табличками “Отец”, “Сын”, “Святой дух”».

«Культурная программа» вечеринки напоминает популяризацию черной мессы. Элементы этого ритуала встречаются в выступлениях некоторых рок-групп и перенимаются «актуалистами» для использования в «акциях» и перформансах. Так во время концерта группы “Gwart” один из участников отрезал от чучела, изображающего человека, голову и совершил подобие ритуального кропления кровью зрителей. Затем члены группы черпали кровь «убитого» и, вымазав ею лица и тело, пили ее. Кроме того, приводя на сцену животных, они там же вырывали у них кишки»4. То же самое делают и так называемые московские радикальные художники.

В книге «Культурные герои 21 века» среди цветных репродукций помещена выразительная фотография А. Осмоловского, держащего за волосы отрубленную женскую голову. Рядом с ней дифирамб «политическому художнику России номер один» исполненный А. Сергеевым. «Актуалист» назван политическим не случайно: в изданиях, где фотография воспроизводится крупнее, на ней можно прочитать надпись по-английски: «Мой дом хаос». Мировая общественность должна знать – в России живут нелюди, а зверство в ней называют «актуальным искусством». Западные кураторы показали эту работу в середине 90-х гг. в рамках венецианской биеннале. Такая политика.

Организатор и инициатор фестиваля  «Культурные герои 21 века» – С.В. Кириенко во вступительной статье книги излагает подобные тезисы: «Власть вообще не имеет право на вкус. На это есть специалисты. Потому мы и провели нашу акцию, что в России нет нормальной технологии смены культурных поколений, когда профессионалы выбирают професионалов. Только так развивается культура. Политика должна создавать для этого условия, всегда оставаясь за кулисами»5.
Сказанное вполне соотносится с сайентологическими взглядами на этику, по которым власть и политика находятся вне области нравственности.

С.В. Кириенко в предисловии выражает недоверие «лужковскому новоделу» – Храму Христа Спасителя, Иверской часовне и часовне на Арбатской площади, считая, что «за ними нет ни веры в Бога, ни веры в культуру, ни просто чувства эпохи». И это не огульное критиканство, лидер СПС предлагает альтернативу всему этому «новоделу» в виде проектов «культурных героев 21 века» на страницах одноименного сборника. И самый убедительный из них – отрубленная голова в руках «актуалиста». Такое вот чувство эпохи. «Мы готовы отвечать за будущее. Мы на верном пути», – заявляет политик.

«Его грядущее иль пусто иль темно» – таково будущее, уготованное «актуальными художниками новому поколению. Не поторопился ли экс-премьер взять на себя ответственность? Может быть, от него утаили ту часть сборника, где «пропагандируются художественно-слабоумные дегенеративные арт-решения и идеи, которые, возможно, сублимируют ананизм»6. Вряд ли государственный деятель, готовый отвечать за будущее, одобрит пляску блудниц на гробах7, даже если «актуалисты» видят в этом связь с природой и глубоким прошлым.

Своеобразно понимаемая связь с прошлым выражается в заигрывании с ритуалами, сопровождающими смерть, в четко обрисованном желании объявить всевозможные формы проявления смертолюбия  направлением «современного искусства». В книге представлены проекты, реализующие эту идею через обращение к древним. К подобным, помимо описанных выше, относится инсталляции – «Тибетская книга мертвых игрушек», а также «Съеден герой». Инсталляция представляет собой раскрытый гроб, возле которого разложены яблоки. На стене транспарант с надписью «ТОТ». Совершая «эксперименты со временем», автор обращается к древнему богу магии и оккультизма Тоту 8.

Тяжелое впечатление оставляет портрет героя 21 века, в представлении героев книги.
В апофеозе инициатив
величествен и апокалиптичен
его ультимативный рецидив:
кто обезглавлен, тот не обезличен.
Автор этих строк помещает свое видение будущего героя-творца. Это символ смерти – череп, украшенный беретом и прической Че Гевары.

не свиные головы

1. Фрер Ж.-К.. Сообщества Зла. Аграф. М. 2000. С.23–42
2. Волчек Д.Ад раскрылся. «ОМ» № 24, апрель 1998. С.96
3. Гуска М. И. Семиотические ключи к восприятию живописи авангарда. В кн.: Искусство ХХ века. Итоги столетия. СПб, Государственный Эрмитаж. 1999 г. с.115
4. Люди погибели. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2000. С.28
5. Культурные герои 21 века. GIF. 1999.С.3
6. Там же, с.138
7. Там же. Цветная вклейка. А. Савдов «Весна–Лето, 1998 г.» Не случайно произведение А. Савадова было порезано возмущенным электоратом на выставке в Государственном русском музее зимой 2001 г.
8. Там же, с. 85

Александр Медведев «Похищение разума»